Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой, для усвоения школьной программы. Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном возрасте.
При нормальном ходе речевого развития правильно произносимые свистящие звуки — С, З, Ц — появляются у ребенка в три-четыре года, шипящие звуки — Ш, Ж, Ч, Щ — в четыре-пять лет, а звуки Р, Л — в пять-шесть лет. Если этого не происходит, то возрастное неправильное произношение переходит в дефект речи, при котором необходимо обратиться к логопеду.
Причинами этого могут быть несформированность артикуляционного (речевого) аппарата — малоподвижные язык и губы, короткая подъязычная уздечка, неправильный прикус. Родителям важно знать, что все звуки произносятся во рту, за зубами, при произношении язык никогда не высовывается между зубами, а щеки не раздуваются во время речи.
Необходимо беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать его дышать носом, предупреждать хронический насморк.
Для того чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен прежде всего услышать их. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, дети начинают и сами произносить их. Необходимо оберегать слух от постоянных, сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор).
Вредно нагружать ребенка сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще недоступны, читать художественные произведения, предназначенные детям более старшего возраста. Перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом может привести к заиканию, неправильному формированию звуков.
Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с детьми следили за своим произношением, говорили неторопливо, четко произносили все звуки и слова спокойным и приветливым тоном. Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка. Ведь нередко причиной неправильного произношения звуков у дошкольника является подражание дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, с которыми он часто общается.
К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что малыш старается не употреблять его, заменяя другим, порой неудачным, или вообще отказывается говорить, замыкается. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать правильный образец его произношения. В ходе высказывания не следует перебивать малыша, надо дать ему возможность завершить задание, а затем, запомнив неточности в речи, указать на ошибки, произнося слово верно.
Подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков помогут упражнения для язычка, которые проводятся в игровой форме, начиная с двухлетнего возраста, перед зеркалом, с чисто вымытыми руками, по 5–7 минут ежедневно, несколько раз в день.
Для родителей предлагаются несложные упражнения для язычка, которые можно выполнять дома с детьми:
1. «Улыбка» — улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние передние зубы (зубы вместе).
2. «Трубочка» — вытянуть губы вперед трубочкой, как бы произнося звук У.
3. «Улыбка — трубочка», чередовать медленно, затем быстро.
4. «Наказать непослушный язычок» — высунуть широкий язык, положить его на нижнюю губу и пошлепать его губами, произнося «пя-пя-пя»; затем покусать его зубами, произнося «та-та-та».
5. «Сверни язык трубочкой — подуй» (на первых порах можно помогать руками свернуть язык), следите, чтобы щеки не надувались.
6. «Подними язычок к носику», на первых порах можно помогать рукой.
7. «Чашечка» — высунуть широкий язык и приподнять все края языка вверх, удерживая в таком положении.
8. «Фокус» — высунуть и приподнять язык вверх, сдуть ватку с кончика носа. Следите, чтобы щеки не надувались, а ватка летела вверх, воздух идет посередине языка.
9. «Лошадка цокает»: пощелкать язычком медленно — быстро.
10. «Остановим лошадку» — сначала губами «тпр», затем язык между губами, потом «тр».
11. «Кошка лакает молоко» — выполнять похожие движения, можно с молоком.
12. «Индюк болбочет»: язычок вверх — вниз, произнося «бл-бл-бл» по верхней губе, сначала медленно, затем быстро.
Проделывая упражнения, не расстраивайтесь, если они сначала не получаются. Регулярное выполнение этой гимнастики укрепит мышцы артикуляционного аппарата ребенка, поможет ему быстро менять положение язычка и усвоить правильное произношение.
Предупредить всегда легче, чем исправить, так как после шести лет неправильное произношение закрепляется и труднее исправляется. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и в семье.
Т. ДИМИТРОВА,
учитель-логопед
д/с «Светлячок»
Фото из открытых источников