«Чисто российский» ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт столкнулся с очередными непредвиденными трудностями. Раньше злые языки говорили, что российского в этом самолёте процентов 30, не больше, только фюзеляж. Наверняка – это неправда. И практика это подтвердила. Оказалось, что из нероссийского там только американские свечи зажигания.
Американские свечи зажигания – это мелкая засада. Потому что американцы отказываются играть в капитализм и нарушают контракты. Нужно быть обладателем большого ума (как у Меркель), чтобы связываться с этими деятелями, которые из века в век всех кидают.
Вопрос в другом – если можно сделать собственные свечи зажигания для негражданских Су-шек и МиГ-ов, то почему нельзя их сделать для гражданских самолётов? Разве для запуска двигателя самолёта есть какая-то принципиально неразрешимая технологическая разница? Разница настолько, что покупать надо было это в США? Или…? Или это просто чья-то выгода была?
Но такой вопрос может возникнуть только у дилетанта – физика, знакомого исключительно с общими принципами работы авиадвигателей. У практика такой вопрос возникнуть не может. Практик знает, что на Superjet 100 установлен российско-французский двигатель SaM146, которому требуются только американские свечи.
А дальше начинается самое интересное – споры экспертов. Одни, в том числе бывшие пилоты Superjet 100, утверждают, что можно подобрать другие свечи. Другие (например, первый замгендиректора «ИрАэро» Владимир Панфилов) полагают, что отсутствие американских свечей приведёт к частичной остановке регионального авиапарка Superjet 100, а впоследствии и к полному прекращению их полётов.
«Ростех» устами своей пресс-службы сообщил, что «для самолетов Superjet 100 идет импортозамещение по всей востребованной номенклатуре, включая свечи зажигания».
И мы верим «Ростеху»! Самолёт-то российский!
Ему бы ещё двигатель приподнять, чтобы всякий хлам с ВПП не засасывал, и цены ему не будет. Но тогда это будет уже Superjet 101, а может быть, даже 102.