Найти в Дзене
Страницы истории

Причины Новгородского погрома – зачем Иван Грозный устроил террор своим подданным

Кровавый разгром Великого Новгорода царем Иваном Грозным до сих пор вызывает у историков бурные споры. Были ли у царя реальные причины для проведения карательной операции, или это явилось следствием его болезненной подозрительности? Или причины были связаны с чем-то другим?

Шла Ливонская война, положение в стране было непростым. И на этом фоне в начале 1569 года из-за измены пал важный оборонительный пункт на Северо-Западе — неприступная Изборская крепость. Изборск быстро вернули, навели порядок, прислав опричных судей. Но возможность измены, предательства стала беспокоить Ивана Васильевича все больше. Ведь еще не так давно, в 1564 году, в Литву бежал друг Ивана IV и военачальник, князь Андрей Курбский.

Чтобы предотвратить возможную измену в других северных городах, решено было из Пскова и Новгорода выселить неблагонадежных лиц. Согласно летописным источникам, из Пскова было выселено 500 семей и 150 - из Новгорода. В изгнание в общей сложности отправилось более 2000 горожан, в том числе, женщины и дети. По численности города были примерно равны, значит, Пскову Иван Грозный не доверял больше – он был уверен, что с псковичами литовцы связывались через связи Курбского.

К лету 1569 года царь спланировал карательный поход на Псков и Новгород. О его планах знали только несколько доверенных лиц. Один из них, князь Афанасий Вяземский, дал об этом знать архиепископу Пимену (позднее Вяземский за это был казнен). Об этом имеется запись в новгородской церковной летописи. Поход не состоялся, так как в Россию вторглись войска турок-османов и Крымская орда.

Но страх Ивана IV перед возможной изменой не уменьшился. Наоборот, усилился еще больше из-за пришедших из Европы известий – Шведского короля Эрика XIV свергли с престола его же братья и один из них занял престол.

У Ивана Грозного тоже был брат, который имел все права на престол – князь Владимир Старицкий. Тем более, мать его, княгиня Старицкая, постоянно строила козни против царя и уже была сослана им в монастырь. Царь не терпел конкуренции – брата надо было убрать. Но для этого должны быть веские причины – ведь Старицкий тоже был Рюрикович. Было сфабриковано дело, что Владимир Старицкий покушался на жизнь царя, пытаясь скормить царю отравленную рыбу. Но рыбу съела вторая жена Ивана Грозного, Мария Темрюковна, и умерла.

Так при чем здесь Новгород?

В конце 1569 года царь Иван Васильевич получил донос от некоего бродяги, Петра Волынца. Тот сообщал, что Новгород собирается присягнуть польскому королю и посадить на престол князя Владимира Старицкого. Что главным зачинщиком является архиепископ Пимен, и что уже готова грамота о желании предаться польскому королю, под которой поставили подпись сам Пимен, первейшие дворяне и граждане Новгорода. И даже указал, в каком месте в Софийском соборе Новгорода лежит эта грамота.

Князь Старицкий был казнен и начался Новгородский поход царя Ивана Грозного, превратившийся в настоящую карательную экспедицию, которая из планировавшейся ранее псковской превратилась в новгородскую.

Здесь возникают два вопроса:

1. Был ли донос Петра Волынца, спровоцировавший столь страшные последствия?

2. Была ли грамота с подписями новгородцев об их желании перейти к польскому королю?

Проф. Р.Г Скрынников считает, что донос Петра Волынца действительно был. Правда, он был сфабрикованным и пришел из-за границы – из Литвы. По сути, это была литовская провокация:

-2

А ведь ранее Пимен никогда не показывал себя как поборник былой новгородской вольности. Он поддерживал царя Ивана IVв его начинаниях, помогал ему разоблачить митрополита Филиппа и даже вдохновлял его на борьбу с литовцами. И вдруг – предатель? Может, литовцы так решили отомстить архиепископу?

Другой специалист по истории России XV—XVI веков, проф. В.Б. Кобрин пишет: «донос был откровенно нелеп и противоречив», так как приписывал новгородцам два несовместимых желания – уйти «под крыло» польского короля и поставить на московский престол Владимира Старицкого.

Что касается второго вопроса – то здесь тоже можно сказать, что грамота была, но была она поддельная. Если новгородцы действительно замышляли предательство и хотели перейти к польскому королю, то зачем они столько времени держали у себя уже готовую грамоту, со своими предложениями и подписями?

Неужели Иван Грозный этого не понимал? Скорее всего, понимал. Далеко не глупым был человеком. Но этот донос упал на подготовленную почву – это был превосходный повод для того, чтобы и убрать брата-конкурента, и пойти походом на Новгород. Что привело к большим человеческим жертвам.

Новгородский погром Ивана IV некоторые историки оправдывают тем, что такими радикальными мерами тот стремился завершить политическую раздробленность Руси, установить самодержавие. Но так ли это?

Профессор Р. Г. Скрынников пишет:

-3

Так если новгородцы не замышляли измену, если не было необходимости ликвидировать сепаратистские настроения и сплачивать Русь в единое государство – тогда зачем нужен был этот поход?

Так может, все гораздо проще? Не измену пришел в Новгород искоренять грозный царь. Он пришел за добычей.

-4

Затянувшаяся Ливонская война, корыстные интересы опричной казны требовали огромных средств. Государственная казна была пуста. И все чащи взоры царя устремлялись туда, где деньги водились. А это были Новгород, богатеющий благодаря торговле с западом, и церковь. Но у государя не было законных методов экспроприировать их богатства. Нужен был предлог – он и нашелся. В виде измены.

Устроив Новгородский погром, Иван Грозный одним ударом экспроприировал богатства и торгово-купеческого города, и новгородско-псковского архиепископства.

Опричники реквизировали в Новгороде все товары, предназначенные для торговых операций, конфисковали у новгородской элиты все их богатства. Они вывезли богатую архиепископскую казну, иконы и драгоценную утварь, даже колокола и врата Софийского собора. Крупнейшие, богатые новгородские монастыри были ограблены до нитки. Но царь Иван IV этим не удовлетворился. Он наложил на духовенство колоссальную контрибуцию. Новгородский архимандрит должен был заплатить выкуп в размере 2000 золотых монет, настоятели монастырей — по 1000, соборные старцы — по 300–500, городские священники - по 40 рублей с человека.

Торговля Новгорода с европейскими странами была подорвана. Огромный ущерб был нанесен и посадскому населению Новгорода.

Но действия опричнины при этом не были направлены на поголовное истребление населения. Скорее – это была акция устрашения, стремление подавить волю местного населения. Видимо, поэтому уже в следующем году, когда крымский хан Девлет-Гирей шел походом на Москву, Иван Грозный нашел убежище и для себя, и для государственной казны, именно в Новгороде.