Найти в Дзене
Valentina I.

Трактовка известными живописцами образа Иуды в сюжете «Тайная вечеря»

Оглавление
Питер Пауль Рубенс. "Тайная вечеря"
Питер Пауль Рубенс. "Тайная вечеря"

Самое интересное для меня в истории с кадровой перестановкой ГТГ и предшествующим письмом, это почему посетитель не увидел Иуду. Другие аспекты жалобы Шадрина мне безразличны.

Где Иуда в картине Рубенса? Предполагается в коллективной психологии, что когда все смотрят в одну сторону, а кто-то в другую, это всегда предатель. Даже при отсутствии нимбов и кошелька с серебрениками, то есть даже при нарушении Рубенсом общеизвестного канона мы с одного взгляда узнаем предателя по тому, что «он какой-то не такой как все». Иуда смотрит на зрителя. Было бы интересно представить, куда бы пожаловался Шадрин на Рубенса, который явно пренебрег каноном изображения Иуды.

Иуду и не должно быть видно

Из обвинений товарища Шадрина в адрес директора ГТГ меня заинтересовал только один пункт. Касающийся полиптиха Натальи Нестеровой «Тайная вечеря» где посетитель собирался посмотреть на Иуду, но к его глубокому удивлению Иуды не нашел, что погрузило его в глубокий пессимизм, внушило ему ощущение пустоты и беспросветности. Кто бы ни был Иуда из Кариота, офицер ли кадровый иудейских спецслужб государственной безопасности или гражданское лицо, болеющее за судьбы отечества, задавшееся целью раскрыть опасного преступника, сколотившего ОПГ, направленную к свержению строя, в любом случае внедренного агента по идее и не должно быть видно.

Надо ли напоминать, что алтарные композиции были обращены к неграмотным людям в массе своей, которым надо было визуально растолковывать, кто есть кто, а само Писание было большую часть истории написано на латинском языке даже для грамотных часто недоступном. Согласно канону иконописи алтарных и других работ, Иуду обычно выделяет художник или отсутствием святости, то есть нимба, среди остальных, имеющих нимб, иногда просто более темной одеждой и цветом лица, иногда брюнетистой кучерявостью, а иногда он рыжий.

Джотто ди Бондоне  "Тайная вечеря"  » У сидящего слева спиной нимб расплывается, значит это и есть Иуда.
Джотто ди Бондоне "Тайная вечеря" » У сидящего слева спиной нимб расплывается, значит это и есть Иуда.

По канону Иуда часто держит сзади, незаметно для Христа и апостолов, но заметно для зрителя, кошелек с будто бы уже полученными авансом 30 серебрениками. Как правило, Иуда сидит с другой стороны стола напротив Христа и остальных учеников спиной к зрителю и рука с кошельком у него сзади, напоказ тем, кто видит всю картину. Но сами присутствующие на вечеринке его не видят, не знают, кто из них предаст.

Тинторетто «Тайная вечеря». Кто держит руку с мешочком сзади, тот Иуда.
Тинторетто «Тайная вечеря». Кто держит руку с мешочком сзади, тот Иуда.
Лукас Кранах Старший «Тайная вечеря» Спиной слева в желтой одежде Иуда с кошельком.
Лукас Кранах Старший «Тайная вечеря» Спиной слева в желтой одежде Иуда с кошельком.
Дюрер «Тайная вечеря». Для лучшей видимости я выделила кошелек фиолетовым цветом.
Дюрер «Тайная вечеря». Для лучшей видимости я выделила кошелек фиолетовым цветом.
Доменико Гирландайо. «Тайная вечеря». В те времена всем было известно, что кошка символ предательства, с кем рядом она сидит тот и предатель. Опять же нимба он лишен.
Доменико Гирландайо. «Тайная вечеря». В те времена всем было известно, что кошка символ предательства, с кем рядом она сидит тот и предатель. Опять же нимба он лишен.

Канон и легенда прикрытия

При переходе от иконописи к светской живописи, достаточно плавном и постепенном, художники уже канона не придерживаются, иногда намеренно. Может быть им приходит в голову мысль, что наличие мешка с деньгами раскрывает легенду прикрытия. С другой стороны,Иуда был казначеем группы учеников Иисуса, собирал взносы и пожертвования. Так что казна просто обычный атрибут казначея.

Сюжет как таковой в человеческом обществе повторяется вновь и вновь, каждый имеет кого-то на примете на роль Иуды, себя обычно меряя меркой Христа, что обеспечивает актуальность сюжета в течение двух тысячелетий. Так сказать, предатель на все времена. А в современном мире гонорар за агентурные данные может быть и в цифровом варианте.

Например, я тоже не вижу Иуду у Сальвадора Дали. Спиной к зрителю два участника вечеринки и кто из них кто непонятно. Современные люди явно догадываются, что предателей бывает больше, чем один.

Сальвадор Дали «Тайная вечеря»
Сальвадор Дали «Тайная вечеря»

Трактовки Нестеровой вполне канонические

В сети есть несколько Тайных вечерь Нестеровой и на каждой картине Иуда обозначен достаточно прозрачно.

Н. Нестерова «Тайная вечеря». Мешок с деньгами на месте. Справа внизу.
Н. Нестерова «Тайная вечеря». Мешок с деньгами на месте. Справа внизу.
Н. Нестерова «Тайная вечеря». Иуда на переднем плане плачет, он лишен нимба.
Н. Нестерова «Тайная вечеря». Иуда на переднем плане плачет, он лишен нимба.
Н. Нестерова «Тайная вечеря». Иуда и Христос стоят, Иуда склонил голову перед Учителем.
Н. Нестерова «Тайная вечеря». Иуда и Христос стоят, Иуда склонил голову перед Учителем.

Однако полиптих, вызвавший возмущение Шадрина, так и не загружен в сеть полностью, кроме нескольких фото общего плана или фрагментарно. Так что оценить, где там Иуда, как он обозначен, нам, жителям провинции, не представляется возможным. Те люди, которые были на выставке и имели возможность определить Иуду и выложить в сеть фото, но не сделали этого, может быть, давали подписку о неразглашении. Один из известных искусствоведов, Софья Багдасарова, дает общий план полиптиха.

Фото Софьи Багдасаровой.
Фото Софьи Багдасаровой.

Если где-то все-таки есть фото одной из 13 картин с учениками Христа с изображением предателя, я его не нашла. Было бы интересно увидеть эту часть полиптиха. Неужели никто не узнал предателя, а если так, то, наверное, постеснялся сказать, что не понял замысла автора. В отличие от Шадрина. Ну очень интересно, в какую сторону Нестерова отошла от канона.