Самое интересное для меня в истории с кадровой перестановкой ГТГ и предшествующим письмом, это почему посетитель не увидел Иуду. Другие аспекты жалобы Шадрина мне безразличны.
Где Иуда в картине Рубенса? Предполагается в коллективной психологии, что когда все смотрят в одну сторону, а кто-то в другую, это всегда предатель. Даже при отсутствии нимбов и кошелька с серебрениками, то есть даже при нарушении Рубенсом общеизвестного канона мы с одного взгляда узнаем предателя по тому, что «он какой-то не такой как все». Иуда смотрит на зрителя. Было бы интересно представить, куда бы пожаловался Шадрин на Рубенса, который явно пренебрег каноном изображения Иуды.
Иуду и не должно быть видно
Из обвинений товарища Шадрина в адрес директора ГТГ меня заинтересовал только один пункт. Касающийся полиптиха Натальи Нестеровой «Тайная вечеря» где посетитель собирался посмотреть на Иуду, но к его глубокому удивлению Иуды не нашел, что погрузило его в глубокий пессимизм, внушило ему ощущение пустоты и беспросветности. Кто бы ни был Иуда из Кариота, офицер ли кадровый иудейских спецслужб государственной безопасности или гражданское лицо, болеющее за судьбы отечества, задавшееся целью раскрыть опасного преступника, сколотившего ОПГ, направленную к свержению строя, в любом случае внедренного агента по идее и не должно быть видно.
Надо ли напоминать, что алтарные композиции были обращены к неграмотным людям в массе своей, которым надо было визуально растолковывать, кто есть кто, а само Писание было большую часть истории написано на латинском языке даже для грамотных часто недоступном. Согласно канону иконописи алтарных и других работ, Иуду обычно выделяет художник или отсутствием святости, то есть нимба, среди остальных, имеющих нимб, иногда просто более темной одеждой и цветом лица, иногда брюнетистой кучерявостью, а иногда он рыжий.
По канону Иуда часто держит сзади, незаметно для Христа и апостолов, но заметно для зрителя, кошелек с будто бы уже полученными авансом 30 серебрениками. Как правило, Иуда сидит с другой стороны стола напротив Христа и остальных учеников спиной к зрителю и рука с кошельком у него сзади, напоказ тем, кто видит всю картину. Но сами присутствующие на вечеринке его не видят, не знают, кто из них предаст.
Канон и легенда прикрытия
При переходе от иконописи к светской живописи, достаточно плавном и постепенном, художники уже канона не придерживаются, иногда намеренно. Может быть им приходит в голову мысль, что наличие мешка с деньгами раскрывает легенду прикрытия. С другой стороны,Иуда был казначеем группы учеников Иисуса, собирал взносы и пожертвования. Так что казна просто обычный атрибут казначея.
Сюжет как таковой в человеческом обществе повторяется вновь и вновь, каждый имеет кого-то на примете на роль Иуды, себя обычно меряя меркой Христа, что обеспечивает актуальность сюжета в течение двух тысячелетий. Так сказать, предатель на все времена. А в современном мире гонорар за агентурные данные может быть и в цифровом варианте.
Например, я тоже не вижу Иуду у Сальвадора Дали. Спиной к зрителю два участника вечеринки и кто из них кто непонятно. Современные люди явно догадываются, что предателей бывает больше, чем один.
Трактовки Нестеровой вполне канонические
В сети есть несколько Тайных вечерь Нестеровой и на каждой картине Иуда обозначен достаточно прозрачно.
Однако полиптих, вызвавший возмущение Шадрина, так и не загружен в сеть полностью, кроме нескольких фото общего плана или фрагментарно. Так что оценить, где там Иуда, как он обозначен, нам, жителям провинции, не представляется возможным. Те люди, которые были на выставке и имели возможность определить Иуду и выложить в сеть фото, но не сделали этого, может быть, давали подписку о неразглашении. Один из известных искусствоведов, Софья Багдасарова, дает общий план полиптиха.
Если где-то все-таки есть фото одной из 13 картин с учениками Христа с изображением предателя, я его не нашла. Было бы интересно увидеть эту часть полиптиха. Неужели никто не узнал предателя, а если так, то, наверное, постеснялся сказать, что не понял замысла автора. В отличие от Шадрина. Ну очень интересно, в какую сторону Нестерова отошла от канона.