От книги про детское исправительное учреждение подсознательно ждешь жестокости. Описаний сцен насилия и другой жести. Но в «Мальчишках из «Никеля» этого практически нет. Это художественная книга от дважды Пулитцера Колсона Уайтхеда, но основанная на истории другой, действительно существовавшей школы. У меня к книге сложилось двоякое отношение. Забыть ее быстро не выйдет точно, но и добавлять в список лучших года тоже вряд ли буду.
Сюжет
Элвуд Кертис – это пример того мальчишки, который идет вперед вопреки всему. Его бросили родители, он живет с бабушкой. Он темнокожий, но уже в детстве понимает и свое место и свои стремления. Внешне он следует правилам, внутри он практически учит речи Мартина Лютера Кинга. Волей случая его, едущего на занятия в колледж (он добился всего сам!), обвиняют в угоне машины и помещают в исправительную школу для подростков «Никель». В этой школе самого обучения практически нет, а то, которое есть, нацелено на безграмотных. Главное здесь – труд. И иерархия. Образованный и стремящийся к лучшей жизни Элвуд тщательно анализирует ситуацию и пытается покинуть школу любой ценой.
Плюсы
Спасибо Колсону Уайтхеду за то, что он практически не использовал сцены насилия. Да, здесь есть описание истязаний и последствий, но буквально один раз. И от этого не передергивает, потому что изначально автор подготавливает нас к этой сцене. Здесь практически нет бессмысленной детской жестокости, а также результатов бесконтрольной власти надзирателей. Дети при некоторых условиях могут даже покидать школу днем. Элвуд старательно наблюдает. Почти вся книга – это его мысли, его наблюдения за действительностью. Наблюдать за настойчивым и умным мальчиком интересно. Подросток, хорошо понимающий рамки мира, это необычно.
Сама по себе книга не только про школу. Да, это история о том, как исправительное учреждение ломает подростков. Из эпилога мы узнаем, что мало кто из учащихся в школе (это не спойлер, эти герои мало что значат в сюжете) выбился в люди, большинство заканчивает рано и практически всегда плохо. Это книга скорее о несправедливости в целом. О том, как маленькое событие – ведь Элвуд просто поймал попутку, он не угонял машину – может перевернуть жизнь. И никто не станет слушать чернокожего парня, как бы он ни старался объяснить.
Из «Никеля» можно выйти несколькими путями. Некоторые из них предполагают досрочное освобождение, но это очень сложно. Меня удивило, что Элвуду назначили в общем-то небольшой срок, но он все равно стремился как можно скорее завершить его. Самыми разными путями.
Впечатлила концовка. Я понимала, что что-то здесь кроется, но что именно такой поворот сюжета, когда нам стали показывать кадры из будущего... нет, такого в голову не пришло. Это был отличный ход! Да и в целом повествование скачет туда-сюда в самые разные годы и даже десятилетия, но уже с самого начала каждой главы сразу понимаешь, где оказался, путаницы нет.
Минусы
От обладателя Пулитцеровской премии, а особенно от двукратного, ждешь глубины. Может быть, это были завышенные требования, навеянные ожиданием книги (она была анонсирована едва ли не в декабре), но повествование показалось мне плосковатым. Хотелось больших переживаний. Да, характер Элвуда не предполагает эмоциональности, он человек-кремень, он сам справляется со своими проблемами. Тем не менее, из-за его статичности нет веры в тяжесть переносимых страданий. Поэтому я и не поняла его стремления покинуть школу.
Заметная часть книги, примерно половина, это прошлое и будущее мальчика, и только половина – жизнь в собственно школе. Количество внешкольных глав прекрасно объясняется тем, что автор хотел раскрыть личность темнокожего парня, и это ему удалось. Но можно было просто дать школе еще больше места. Книга короткая, в ней едва ли есть 300 страниц, так что толстячком от лишних 50-70 страниц она не стала бы.
Итог
Во многом эта книга напомнила мне «Мост в небеса» Камминс, только «Мальчишки» более художественные. Если соединить раскрытие эмоций в целиком документальной книге Камминс и саму историю Уайтхеда, то вышла бы великолепная книга, как мне кажется. Сами по себе «Мальчишки» немного далеки от нас, потому что раскрывают тему расовой сегрегации. Но если мысленно перенести все описанные события в российскую реальность, поменяв темнокожих на бедных, а «Никель» на обычную исправительную колонию в провинции, то много ли изменится?
Купить: Лабиринт | Читай город | OZON | book24