Найти тему
Электрогазета

Инспекторам Башкирии разрешили защищаться от браконьеров

Итак, после вступления в силу 3 февраля 2023 года закона No 433, который расширяет полномочия госохотинспекторов, в пабликах охотпользователей началось оживление. Этих изменений в законодательстве ждали долгие годы. Все это время, например, в Туймазинском районе сотни браконьеров безнаказанно били кабанов, лосей прямо возле солончаков, кормушек и спокойно уходили от ответственности.

Не перестаю удивляться — какое же все-таки либеральное законодательство в нашей стране суровых реалий.

Ныне покойный председатель туймазинского общества охотников и рыболовов Разим Фаткуллин не раз рассказывал мне о том, как егеря, обнаружив очередную зверобойню, мучились со сбором доказательств, долго ждали сотрудников полиции, чтобы хотя бы осмотреть транспорт пришлых «крутышей». Те просто смеялись им в лицо, угрожали.

Каждый второй варвар-зверобой — большой начальник или бизнесмен, у которого стоимость ружья с оптикой и снегохода равна стоимости квартиры. Против некоторых из них все же заводились уголовные дела о браконьерстве, которые часто заканчивались ничем.

Туймазинские охотпользователи — это примерно 500 официально зарегистрированных охотников, работающих строго по лицензиям, выделяющие деньги на подкормку лесной дичи, на оборудование вышек, площадок, содержащие егерей. «Хулиганов» среди них было немного, а вот гостей со всей Башкирии, соседнего Татарстана наезжало, хоть отбавляй. Егери охотобщества не могли привлечь их к ответственности, но садились на хвост, преследовали и не давали охотиться без лицензий, потому что сами эти лицензии покупали. Особо активных награждали ими. То есть свою фауну отстаивали, а приезжие башибузуки валили при помощи оптики все подряд, забивали багажники и исчезали. За всеми ведь не набегаешься. Сколько раз госинспекторы рассказывали мне, что ничего не могли сделать против браконьеров, хотя наверняка знали, что в багажниках лежат туши кабанов или лосей, добытых без лицензии.

Теперь после изменений в законодательстве охотничий надзор будет проводиться в рамках так называемого «постоянного рейда» в охотничьих угодьях. Инспекторы получили право проверять документы и требовать осмотра машин, составлять акты.

А как же егери охотпользователей? Пока они могут проверить только путевку и лицензию.

Я, правда, не понял, что такое «постоянный рейд». У нас ведь в Башкирии один госинспектор на 12 районов. Егери охотпользователей, ежедневно патрулирующие участки гослесфонда, людей государевых практически не встречают.

Что это? Не очередное очковтирательство? Сколько людей, техники и топлива надо для так называемых «постоянных рейдов»? Из каких источников они будут оплачиваться?

А вот если Указом главы Башкирии организовать межведомственное взаимодействие между обществами охотников, госинспекторами, ГИБДД, полицией, рыбнадзором, составить жесткий график и контролировать его, подкинуть деньгу, тогда будет хотя бы какой-то толк.

Пока же егери туймазинского охотобщества каждую зиму натыкаются на «кровавые полянки». Десятки раз они писали заявления в органы, отправляли фотодокументы, свои свидетельские показания, но по разным причинам до суда доходила лишь малая часть дел о браконьерстве. Там ведь еще экспертизу надо ждать, например, следов крови.

Но есть в ФЗ No 433 новация, которая все же вселяет определенный оптимизм.

Согласно изменениям, госинспекторы, встретив сопротивление со стороны браконьеров, вправе применять силу, спецсредства, служебное оружие, в том числе разрешенное в качестве служебного гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие. Дан карт-бланш на борьбу со зверобойцами-варварами. И это уже не самооборона, а исполнение служебных обязанностей должностным лицом.

Ответственность за сопротивление будет жестче.