Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала.
Поезд №751, стуча колёсами на стыках, рассекая прожектором ночную тьму, с приличной скоростью тащил вагоны с пассажирами и углём в западном направлении. Пассажирами того трагического состава в большинстве своём были ребята-призывники из Сибири: Омская область и Алтай. Кроме призывников, в вагонах находились сопровождающие их офицеры и сержанты, а также студенты Казанского авиационного института. Призывники, по всей видимости, добирались к месту дальнейшего прохождения службы, а студенты - для прохождения военной практики в один из летних лагерей. Но череда нелепых случайностей перечеркнула планы и мечты больше сотни молодых парней, которые навечно упокоились на дровнинском погосте….
Началась всё с того, что незадолго до трагедии колхозное начальство передало коняшку из одной деревни в другую. Старый битюг, которого подвергли переселению, всю свою сознательную жизнь прожил в деревне Калужское. А вот кормился он всегда на пастбищах посёлка Цветковский, куда его, в конце концов, и определили на постоянное место жительства. Находились эти два населённых пункта по противоположным сторонам железнодорожного пути. На цветковские пастбища через железнодорожные пути лошадь всегда ходила в сопровождении пастуха, потому переходы были безопасными. Но не в этот раз…..
Следующая несуразность заключалась в том, что кто-то из колхозного начальства в ночь с 5 на 6 августа назначил пастухом табуна коней пожилую женщину Артемову.
Так вот, отдохнув и восполнив силы, битюг ближе к двум часам ночи потопал по старой памяти в родные конюшни деревни Калужское, которые, как мы знаем, находились за железнодорожными путями. Колхозница Артемова не смогла его остановить. Пожилой и к тому же больной женщине это оказалось не под силу.
И наконец: в то же самое время, незадолго до трагедии, вдруг перегорает лампа прожектора на паровозе. Машинист паровоза Л-428 Каспарович принимает решение, не сбавляя скорости, дабы не нарушить график движения, продолжить путь. Ведь маршрут знаком до последнего метра пройден не раз и не два, и днём, и ночью. Вот и понадеялся машинист на «русское авось». Но вмешалась в плавный ход состава недоразумение в виде битюга, бредущего в свою родную конюшню….
«Первоначальный акт о причинах крушения. 6 августа 1952г. 6.8.52г. в 2 часа 00 минут. на ст. Дровнино Зап. ж. д. поезд №751… потерпел крушение при следующих обстоятельствах: Поезд, подходя к станции Дровнино со скоростью 35-40 км в час, перед мостом длинной 9 метров наехал на лошадь, ушедшую с пастбища, расположенного близи полосы отвода, принадлежащего колхозу им. Свердлова Уваровского района Московской области, по вине пастуха этого колхоза Артемовой и пред. колхоза тов. Ковалькова. Сбитая за 2 метра перед мостом лошадь была протащена паровозом до входной стрелки, расположенной за мостом, на расстоянии 85 метров, где и произошёл сход паровоза с рельсов…. От схода паровоза последовал сход 30 вагонов, из них 26 занятых людьми… (Здесь и далее ссылка на первоисточник)».
Жертв в этом крушении было бы гораздо меньше, если бы не хрупкая конструкция лёгких двухосных теплушек. Паровоз и два первых больших четырёхосных вагона, пассажирский и товарный, сойдя с рельс, получили незначительные повреждения, а пассажиры (сопровождение призывников) незначительные ушибы и ссадины. Ад начинался там, где сходили с рельс двухосные теплушки с ехавшими в них призывниками и студентами. Непрочные деревянные конструкции лёгких вагонов, не выдерживая ударов, крушились и ломались, оставляя мало шансов пассажирам на спасение. Рамы задних теплушек при столкновении глубоко входили в передние, ломая и калеча всё и всех на своём пути.
По стандартам того времени прикрытие воинского эшелона осуществляли 28 гружёных платформ и вагонов, которые находились в хвосте состава. При столкновении они остались на рельсах и по инерции двигаясь вперёд, выполняли роль пресса плюща, своей массой теплушки усугубляя и без того аховое положение дел…
«Согласно акту осмотра и спискам, составленным 6 августа, в момент крушения погибло 99 человек, ранено 254 человека. Согласно рукописному списку, в больницах от травм скончалось ещё 13 раненых.».
Колхозники близлежащих деревень активно участвовали в спасательной операции и в захоронении погибших. На родину отправили тела военных и студентов, а призывников из Сибири предали земле на дровнинском кладбище. Дело о крушении поезда было засекречено. Зачем? Ответа нет! Почему не отдали погибших родным? Тоже ответа нет…
«На заседании Совмина «вождь всех народов» по свидетельству начальника Западной ж. д. К. Филиппова, проявил неожиданную мягкость: (Сталин видимо, понял всю трагическую нелепость случая и почувствовал явное «натягивание» вины на невиновных… посчитал нужным внести предложение сократить количество лиц, ответственных за крушение». В итоге к судебной ответственности были привлечены трое: начальник Можайской дистанции пути Варызгин, дорожный мастер Зеленов и председатель колхоза им. Свердлова Ковальков. Срока по тем временам они получили небольшие - от 2 до 7 лет тюрьмы. А вот «главную виновницу» трагедии, колхозницу Артемову, даже сильно и не отругали - столь очевидна была немощность этой пожилой женщины.
Трагедия возле железнодорожной станции Дровнино чёрным пятном лежит на военкоматах и как региональных, так и московских военных ведомств. Кощунством можно назвать такое наплевательское отношение к погибшим. На 2012 год на дровнинском братском захоронении из 102 могил ребят-призывников сибиряков 16 надгробий оставались безымянными. На других надгробьях где-то только имена, где-то фамилии.
От сельского поселения Дровнино под началом Александра Шорникова было отправлено письмо президенту ОАО «РЖД» Якунину. Средства на благоустройство мемориала начальством железной дороги были выделены. За заботу и восстановление братского захоронения местным жителям и работникам сельского поселения - респект и уважение! Тогда, в 1952, местные жители, в полночь, вскочив с кроватей, помогали в той страшной катастрофе. И сейчас, спустя годы, как могут, сохраняют память о ней….
Как порой непредсказуемо жестоко бывает судьба. Желание коняшки посетить родную конюшню перечеркнуло желание больше сотни ребят вернуться в родные края….
Спасибо, что дочитали рассказ да конца. За подписки и лайки буду признателен. Вам Добра и Удачи! До новых встреч!
Мы завсегда рады гостям! Познакомиться с нашим каналом, а при желании и подписаться на оный Вы можете ЗДЕСЬ!