Найти тему
Istileev Amirzhan

Макаш-правитель

Во время новогодних каникул в региональном культурном центре им. Курмангазы Сагырбаева прошла научно-практическая конференция, посвященная 180-летию Макаша Бекмухамбетова. Она была организована АРОО казахской культуры «Жолдастык» и фондом развития казахской культуры. В её работе участвовала делегация Курмангази некого района, в состав которой вошли А. Мусаев, заместитель акима района, К.Габбасов, начальник отдела внутренней политики, У. Кажьшгалиев, руководитель фонда им. Макаша, а также вице-консул Республики Казахстан А.Тажиханов, начальник межэтнического отдела управления по внутренней политике администрации губернатора Астраханской области С. Воронов, директор Астраханского музея-заповедника Т. Васильченко, директор областной библиотеки им. Крупской С. Мамаева, заместители глав Володарскойрайадминистрации С. Магзанов, Харабалинской - Е. Головач и другие. С основным докладом выступил автор книги «Макаш аким», журналист, академик Утепберген Алимгереев.

Макаш (Мухамбетжан) Шолтырович Бекмухамбетов родился в 1830 году на территории нынешнего Курмангазинского района Атырауской области. Ныне село называется Макаш ауылы. Предки Макаша происходят из знатной и богатой семьи, были предво­дителями рода Шеркеш, биями, советниками ханов Букея, Жангира.

Из поколения в поколение передавались их родовые качества: справедливость, чело­веколюбие, порядочность, патриотизм. Макаш и его предки верой и правдой служили сво­ей земле и русскому царю, при этом они не предавали родовые святыни, наоборот, делали всё возможное, чтобы сохранить ценности народа, укрепить культурные, экономические связи с российскими ведомствами, поднять престиж казахов в мире. А для того, чтобы утвердиться во власти, прежде всего, необходимы были личные заслуги предводителя - знания, энергия, талант организатора.

Макаш с детства проявил рвение к знаниям. Он был среди первых учеников школы Жангира. Затем продолжил обучение в Оренбургском кадетском корпусе им. Неплюева. Есть документ, датированный 23 октября 1851 года и подписанный начальником корпуса полковником Шиловым, что Мухамеджан Бекмухамбетов окончил полный курс наук с отличными успехами. Макаш пишет прошение, чтобы его направили переводчиком во Временный совет по управлению Букеевской ордой. Просьбу удовлетворили. В 1854 году он назначается правителем 2-го Приморского округа, а с 1868-го ему поручается ещё руководство и 1-м Приморским округом. С 1886 по 1893 годы являлся правителем только 2-го округа. С апреля 1894 по 1897 годы-советником председателя Временного совета орды.

Территория правления Макаша имела огромную площадь. Она состояла из 5 уездов, 2 аймаков и 84 волостей. В неё частично входили селения нынешних Красноярского, Володарского, Камызякского и Харабалинского районов Астраханской области.

За 45 лет службы Макаш Шолтырович получил дворянский титул, дослужился до зва­ния есаула (полковник), удостоился трёх орденов: «Святой Станислав» 2-й степени (Ма­каш был, возможно, единственным нехристианином, по­лучившим этот орден), «Святая Анна» 3-й степени (девиз ордена: «Любяшие Правду, Благочестие и Верность», им на­граждались за беспорочную 12-летнюю службу в одной должности, не ниже восьмого класса, за высокие гражданские заслуги), «Святой Владимир» 2-й степени (одна из высших наград империи, награждённому присваивается дворянский титул, девиз ордена: «Польза, Честь и Слава»). Кроме этих орденов, Макаш имел ещё несколько медалей.

Макаш Шолтырович был разносторонне развитой личностью. Мы осведомлены о его таланте руководителя, литератора, композитора, просветителя, этнографа. Все его человеческие качества, природные и приобретённые по жизни, имеют один знаменатель. Это - патриотизм, беззаветная любовь к родной земле и своему народу.

Что необходимо делать государственному мужу, чтобы его край процветал? Организовать труд подчинённого народа так, чтобы он не бедствовал. Хотя понятие «не бедствовать» относительное. Эту задачу Макаш решал всю жизнь. Казахи, ведущие кочевой образ жизни, в основном были неграмотными. Из истории Букеевской орды мы знаем, что первые попытки привести казахов к оседлому образу предпринял именно хан Жангир, построив ставку в Нарын-песках. Со временем здесь появились школа, мечеть, церковь, гостиный двор, архив, оружейная палата, казначейство, весенне-осенние постоянные ярмарки, медицинский и ветеринарный пункты и другие учреждения. Ставка хана обра­стала капитальными жилищами.

На фото Макаш (Мухамбетжан) Шолтырулы Бекмухамбетов с семьей (фото из открытых источников)
На фото Макаш (Мухамбетжан) Шолтырулы Бекмухамбетов с семьей (фото из открытых источников)

Именно Макаш был среди тех, кто первым открыл двери школы Жангира. Став прави­телем округов, он, в свою очередь, взялся за народное просвещение, при нём в 70 - 80-е годы XIX века построены более 20 мусульманских, русско-казахских школ, училищ. Сре­ди них были школы и на территории нынешней Астраханской области.

Давайте обратимся к статье М. Бекмухамбетова «Быт и нужды киргиз-казахов», опуб­ликованной в газете «Астраханские ведомости» №4 за 1884 год. В ней есть такие строки:

«...Коснувшись, между прочим, главнейшего предмета - образования юношества, следует помнить, что на этом поприще, бесспорно, занимает первое место знание русского языка в такой мере, чтобы им свободно овладел каждый киргиз-казах. Убеждение моё в этом не требует никакого пояснения, как неоспоримая истина. Но для большей наглядности в гла­зах моих собратьев я должен напомнить, что на русском языке говорит многомиллионное государство, в котором мы имеем счастье числиться его членами. Законы государственные писаны исключительно по-русски, наконец, он - язык современных наук».

Это и есть позиция правителя. Он сам прекрасно владел русским языком. Свои статьи и письма царю, в правительство писал без переводчика. Он своих детей обучал в Казани, Астрахани.

У Макаша была конкретная цель. Он ее изложил в той же статье.

«... Причиной всего несчастья должны признать не что иное, как наш кочевой быт, - пишет правитель. - Восстановление нашего материального благосостояния при кочевом образе жизни кажется немыслимым. Кочевник - вечный странник, скиталец. Кочевничество, отнимая возможность людей составлять правильные общества, отделяет тем самым от способов умственного развития, вопреки замечательной любви киргиз-казахов к просвещению... Не пора ли подумать о перемене образа жизни, т.е. принять полную оседлость, покуда нас не проглотила окружающая среда. Для оседлости годны места, в изобилии имеющие пресную воду, топливо, сенокосы, в связи с предметами прочной промышленности. Прибрежье Каспийского моря во 2-м Приморском округе Внутренней Киргизской орды, с обширной рыболовной промышленностью и водным сообщением со знаменитой рекой Волгою, кормящей многие губернии империи, вполне соединяет в себе все условия оседлости».

Ещё до появления этой статьи казахи переходили на оседлый образ жизни. Это вызвано тем, что они стали заниматься рыболовством и переработкой, огородничеством, торговлей. За годы существования Внутренней орды (за каких-то 70 -80 лет) резко возросло поголовье скота Животными торговали на ярмарках в селе Кордуан, что в трёх километрах от с. Малый Арал, Ставке хана, что в Нарын-песках. Однако М. Бекмухамбетов в росте поголовья увидел экономическую и экологическую проблему. И он призывает тех богачей, которые увлекаются скотоманией, заниматься разведением породных животных, беря пример с русских скотоводов.

Рост поголовья всех видов животных породил серьёзную задачу: некогда тучная, обширная степь стала скудеть травостоем, покрываться сыпучими песками. Макаш Шолтырович, решая эту задачу, доходит да царя, добивается финансовой поддержки в размере 10 тыс. рублей (огромной суммы по тем временам). На эти средства он открывает в степи специальную службу, которая занимается высадкой саженцев жузгуна, саксаула, боярышника, тополя, сосны, берёзы, дуба, ольхи, злаковых и других трав. За деревьями ухаживали рабочие. Лесополосы сохранились до сих пор. Часть их можно увидеть примерно в 80 километрах от с. Байбек.

Обратимся к другой статье - «Благотворительность в киргизской степи» («Астраханский вестник», 3 мая 1898 года). В данной газете в статье «О презрении бедных в киргизской степи» был описан безобразный факт о рабской зависимости одного человека перед другим, якобы случившийся на границе Красноярского уезда, и подобное является чуть ли не рядовым событием. Макаш Бекмухамбетов опровергает в своей статье этот факт и доказательно рассказывает о традициях, обычаях казахов, по которым, наоборот, народу присущи благотворительные акты. Макаш выступает как народный заступник. В народе о нём сохранились добрые воспоминания.

Вот одно из них.

Однажды зимой Макаш ехал в гости к другу Хутляеву, живущему в русском селе на правом берегу Кигача (на территории Красноярского уезда - автор). Переезжая реку по льду, он провалился в воду. Выбраться на берег ему и его лошади с санями по­мог местный парень, который пригласил правителя заночевать в его доме, так как стало темнеть. Чтобы угостить высокого гостя, бедняк зарезал единственную тёлку. Узнав об этом, правитель огорчился. Утром Макаш вернулся домой, взял с собой и бедняка, подарил ему корову с телёнком, одежду, продукты. Также вручил ему записку, чтобы тот с ней поехал на рыбный промысел в селе Тумак. Бедняк так и сделал, был при­нят на работу. Через несколько лет он открыл свой промысел в с. Новый Рычан.

Известны его письма само­му царю. А ведь в России тоже было немало продвинутых ру­ководителей округов, уездов, губерний. Однако царь уделял внимание просьбам Макаша, потому что он, надо полагать, умел доходчиво, настойчиво, требовательно излагать свои мысли. Его принимали во дворе императора не раз. Какой ещё азиат удостаивался чести беседовать с царём!

Макаш (Мухамеджан) Бекмохамедов в центре (фото из открытых источников)
Макаш (Мухамеджан) Бекмохамедов в центре (фото из открытых источников)

Во время одного из визитов он буквально спас казахов Букеевской орды от крещения. (В 70-е годы в России прошла кампания крещения нехристиан). Более того, побеседовав с Макашем, император выделил ему средства на строительство резиденции. И эти деньги пошли на развитие экономики и соци­альных нужд.

Укреплению округов способствует близкое знакомство Макаша с влиятельными лицами при дворе, самим астра­ханским губернатором, председателем Временного совета по управлению Букеевской ордой. Он заводил дружбу с известными просветителями И. Алтынсарином, М-С. Бабажановым, со старшим сыном Жангир хана генералом Губайдуллой, про­фессорами Санкт-Петербургского университета И. Березиным и В. Григорьевым, венгерским учёным А. Вамберием, общался с Ильёй и Василием Ульяновы­ми, В. Далем. Макаш специально выпросил у астраханского губернатора на пять дней ссыльного Н.Г. Чернышевского и организовал ему отдых с личными беседами. Спас Курмангазы от преследований властей...

Макаш (Мухамеджан) Бекмохамедов в центре
Макаш (Мухамеджан) Бекмохамедов в центре

Мухамеджан Бекмухамбетов всегда находился среди людей, и он собирал народный фольклор, составлял родословную местных казахов, сочинял кюи. Его книга «Хорошая агитация» была выпущена в Казани в 1908 году.

Амиржан Истилеев. Газета «Красноярский вестник» от 18.01.2011г.

Подпишитесь на канал или поставьте лайк, чтобы не пропустить новые публикации и для развития канала, буду Вам очень благодарен.

С Уважением, Истилеев Амиржан.