Странно переплетаются подчас человеческие судьбы. В конце 19 века на свет Божий появилось два младенца, им довелось дожить до совершеннолетия и полюбить всем сердцем занятие рисованием. В итоге оба стали художниками.
Один был немцем по родному отцу, другой – австрийцем. Первый считал себя русским и всю жизнь писал красоты России, второй создал страшную теорию превосходства германской нацией над другими.
А умерли оба в 1945 году в Берлине.
Вы догадались, о ком идет речь?
Конечно же, первый художник – это Константин Горбатов, а второй – Адольф Гитлер.
Константин родился в 1876 году в городе Ставрополье (ныне Тольятти). Мальчику не повезло, он был незаконнорожденным. Плодом тайной любви оспопрививательницы Екатерины Павловны и доктора Генриха Христиановича Гамберга.
Его отец был человеком женатым, поэтому от сына отказался. У родной матери в доме Костя официально жил как воспитанник. Но та любила ребенка и не скрывала, что он ей родной. Позже мать вышла замуж за провизора Ивана Васильевича Горбатова. Тот усыновил мальчика, дал ему свое отчество и фамилию.
Но тайну своего рождения Костя знал с юности.
Он хорошо учился и рано стал брать уроки рисования у известных художников того времени. В 1904 году переехал в Петербург, где поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств.
Константина увлекала история России, он любил писать события прошлого и тихие улочки древних городов, церкви, купола, пейзажи. Его работы, созданные в стиле импрессионизма, привлекали внимание тщательным подбором красок, проработкой деталей и творческим воплощением замысла.
Как лучший ученик он получил специальную стипендию и смог поехать в Европу. Особенно полюбилась ему Италия.
Вернувшись домой, много писал. Его картины хорошо покупались. Он весь отдавал себя творчеству.
Но наступила в жизни Константина Ивановича и черная полоса. Она пришла после революции 1917 года. Картины его стали никому не нужны. Художник с женой бедствовали, голодали.
Как и многие другие его соотечественники, Горбатов с супругой решились на эмиграцию. Они уехали из страны в 1922 году.
Сначала Константин Иванович поселился в любимой его сердцу Италии в гостях у М. Горького на острове Капри. Позже опять совершил турне по Европе, а в 1926 году перебрался в Берлин.
Все-таки он понимал, что имеет немецкие корни, хорошо знал немецкий язык и немецкую культуру.
Его картины пользовались огромным успехом. Проходили выставки и продажи работ, что позволяло Горбатову с женой жить на широкую ногу.
Но ему снова было суждено пережить страшное.
К власти в Германии пришли нацисты. Они решили провести серьезную ревизию всех произведений искусства, отобрав те, которые для Третьего рейха годятся, и те, которые подлежат уничтожению. Руководил этой ревизией в отношении художников сам Адольф Гитлер, считавший себя гением, которого коррумпированные евреи-профессора из Венской академии художеств не допустили к учебе.
Изымалось все, что не нравилось фюреру. Естественно, что картины Горбатова его не устроили. Русский художник-эмигрант потерял свои заказы и возможность зарабатывать на жизнь.
Поначалу его спасло его немецкое происхождение. С женой они перебрались в крошечную квартирку и стали экономить буквально на всем.
Остается непонятным, почему тогда же художник не эмигрировал, а остался в Германии? Возможно, ему просто было некуда ехать, возможно, он опасался, что коричневая чума распространится и на другие страны Европы.
Положение русского эмигранта ужесточилось с началом Великой Отечественной войны. Он был вынужден дважды в неделю отмечаться в полицию, из страны его уже не выпускали. Он жил в чрезвычайной бедности, но тайно рисовал. Писал по памяти ту самую любимую Россию, в Победу которой тайно верил и желал этой Победы всем сердцем.
Если бы соседи-немцы или полиция увидели его работы, то не миновать ему заключения в концлагере.
Но ему повезло невероятно: всем было не до старика-художника, живущего в бедной каморке.
А Константин Горбатов, живя в Берлине, молился за Победу Красной Армии и ждал «своих».
День Победы он увидел и даже пережил мучителя-фюрера. Но болезни помешали ему показать свои работы соотечественникам. Он умер 24 мая 1945 года, оставив завещание, в котором просил передать его работы в СССР.
Его жена не пережила потерю. Спустя несколько недель она одела свое последнее платье черного цвета, написала прощальную записку и покончила с собой. Похоронить себя попросила в том, в чем ее найдут.
Ее просьбу выполнили. А вот каморка художника так и осталась закрытой. Казалось бы, его работы теперь обречены на гибель.
Но произошло настоящее чудо.
В комнату (из-за того, что с жильем в Берлине были большие проблемы), поселили советского капитана, которые, увидев на картинах знакомые ему пейзажи и изображения, заинтересовался прежними хозяевами.
Он и нашел то самое завещание художника и помог перевести все картины в СССР.
Их передали на хранение в подмосковный музей в Истре. Они и сейчас там находятся, привлекая внимание многих любителей живописи.
Так судьбе было угодно, что русский художник вернулся на свою Родину.
Спасибо, что дочитали. О другом знаменитом полотне русского художника.