Я завела канал на Дзен, когда у Андрея уже несколько лет как был поставлен диагноз. Поэтому наш путь я описала в виде своих воспоминаний. Всю историю я собрала в одну подборку:
Сейчас же я больше пишу о делах текущих - как мы сходили на прием, про опыт приема страттеры в режиме реального времени, какие мы сейчас выполняем упражнения, как я занимаюсь развитием Андрея. И вот вчера под видео, как Андрей выполняет задание на развитие внимательности и концентрации, меня спросили: "А есть ли видео, где ребенок с СДВГ ведет себя как СДВГ?". И я хочу подробно затронуть этот вопрос.
Нет, таких видео у меня нет. Точнее, есть видео с маленьким Андреем, еще до года, где он самоотверженно пытается залезть на комод, но это не то, что обычно подразумевают под СДВГ-поведением. Может быть, если порыться, я найду еще парочку видео, где сын бегает, но там он точно будет маленьким. То есть его поведение будет выглядеть еще очень похожим на норму. А вот прям видео, где явно будет видно отклонение - такого нет.
Почему? Да потому что для меня это горе. Когда уже мы обратились и нашли хорошего невролога, когда сначала были речевые проблемы, диагнозы под вопросом, а потом и сам диагноз, для меня это было потрясением. Знаете, то самое состояние, когда "пыльным мешком по голове огрели"? Вот так я себя ощущала. А впереди были долгие месяцы принятия, и я даже не могу сказать на 100%, что я в стадии именно принятия. Как думаете, было у меня желание снимать такое?
У меня много фотографий сына, есть видео, где его поведение в рамках нормального. Но когда случались (и случаются) вспышки гиперактивности - мне не до камеры в руках. И то, что вы видите в том видео (как и в других, где он сидит и выполняет задание) - результат большой кропотливой работы. Это дни, месяцы и годы работы. И я показываю именно результат.
Сам процесс очень сложно зафиксировать, как минимум потому, что нужно быть включенной в процесс, и съемка в такой момент недоступна. А чтобы попросить снять нас кого-нибудь - ну не было у меня такой цели. Да я и не думаю, что это кому-нибудь бы помогло. Объясню почему.
Иногда я пишу о своих методах воспитания, но потом меня критикуют - заставляю ходить ребенка по магазинам и примерять одежду, заставляю жить по строгому режиму, заставляю есть, не включаю мультики. И я понимаю, откуда эта критика - не каждый сам готов жить именно так. Второе - не каждому ребенку это подойдет. У такой проблемы, как СДВГ, есть разные степени "тяжести", бывает просто СДВ, а бывает чистая гиперактивность. Нет, увы, единого рецепта для каждого ребенка. Бывают общие рекомендации: режим, исключение гаджетов, спокойная деятельность, занятия с нейропсихологом, медикаментозное лечение. Но кому-то не нужно прилагать огромных усилий, а кому-то мало что будет действительно помогать.
Как я оцениваю состояние Андрея? Он не норма. Но у него есть большое желание получать знания, и это оооочень мне помогает. У него нет сопротивления занятиям, поэтому я отдаю им много времени. Готов ли он к школе через год? Не знаю, мне сложно судить, потому что со мной он занимается один на один, а занятия на нашей подготовке длятся всего час раз в неделю. Поэтому пока я могу только продолжать придерживаться выбранного курса.
Если тезисно, то вот мои принципы воспитания:
- Привить понимание "НАДО" - это ключевой навык для импульсивных СДВГшек;
- Максимально предсказуемый распорядок дня;
- Если предстоит что-то выходящее за рамки нашего режима - заранее проговаривать что/когда/куда/правила поведения;
- Минимум гаджетов - телевизор раз в неделю, телефон (одна игра) - раз в две недели;
- Спокойные совместные игры - настолки, совместное рисование, чтение книг.
Мне кажется, не такие уж и запредельные принципы. И придерживаемся мы их уже не один год, поэтому то, что вы видите сейчас - результат. А чего стоил мне процесс... Ну, этого я вам показать уже не могу.
А как вы считаете - выкладывать на обозрение уже результат работы это нечестно?