Найти тему
Иерей Георгий Максимов

Как стать учеником Христа (о терпении скорбей с практической стороны)

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как Господь Иисус Христос, подозвав народ сказал: «кто хочет быть учеником Моим, отвергнись себя возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Тем, что Он подозвал народ, чтобы сказать это, Господь показывает, что это общий принцип, касающийся всех, он не касается только лишь апостолов.

Это принцип нашего спасения: самоотречение, самоотвержение, но не из презрения или ненависти к себе, а из любви к Богу и ближнему. Христианство – религия самопожертвования, что видно даже при одном взгляде на его символ – распятие Господа нашего Иисуса Христа. Как говорил святой Кесарий Арльский, самолюбие – это то, что губит человека, и наоборот, самоотречение – это то, в чём рождается подлинный человек, очищенный от грехов.

В каком смысле следует отвергнуться себя? В смысле полагания себя центром земли, а своих желаний и похотей - на первое место. Всё это нужно отвергнуть, включая саможаление, которое является плодотворной почвой для многих грехов. Нужно отвергнуть своё «я хочу» ради того, что хочет для нас Господь.

Что значит «взять крест свой»? Это означает принять по-христиански все скорби, которые выпадают в нашей жизни. И, хотя все мы знаем об этом, когда доходит до дела, мало кто из христиан удерживается от того, чтобы не впасть в саможаление, а затем и в обвинение и осуждение других, как будто они виноваты в том, что с нами происходит. А затем и в ропот. Когда мы так реагируем, мы не несём свой крест. Или же несём крест, но не следуем за Христом. Как говорил святитель Тихон Задонский, разбойники тоже несут свой крест, когда за злые дела получают наказание тюремное, но они не следует за Христом, поэтому для них, для злодеев нераскаянных, страдания не спасительны. Христос указывает нам путь, при котором скорби оказываются спасительными, очищающими нас, позволяющими измениться и стать лучше и выше.

Печальная правда заключается в том, что люди почти не меняются к лучшему. И внешние исследователи человеческой души вроде психологов, заметив это, решили убеждать людей, что нужно принять себя таким, каков ты есть, потому что никуда от себя не уйдёшь и лучше не станешь. Поэтому перестань мучиться от того, что ты плохой, прими себя таким, каков ты есть. Это мрачное слово.

Благой вестью, Евангелием является истина, которую принёс Господь, что мы можем измениться, можем на самом деле стать лучше. Нам не нужно принимать себя в том извращённом греховном виде, от которого нам самим тошно, когда мы видим свою греховность. Мы можем очиститься – точнее, Бог, может нас очистить. Иконы, которые висят по всему храму свидетельствуют о том, что это реально возможно. Все эти люди, которых вы видите на иконах и множество тех, чьи иконы просто не вместились бы ни в один храм - людей, которые доказали, что можно стать лучше.

Путь к тому, чтобы измениться и стать лучше, мы слышали в сегодняшнем слове Господа: «отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной». Что нужно делать, чтобы исполнить эти слова? Вот какая-то скорбь пришла к нам и мы сразу чувствуем в сердце неудовольствие, раздражение. Попробуйте в первый же момент сказать: «По грехам своим достойное приемлю, буди имя Господне благословенно!» И вы заметите, как эти простые слова уже успокаивают внутреннее возмущение, правильно ориентируют нас относиться к тому, что происходит. По гордости мы все считаем, что достойны самого лучшего. А скорбь отрезвляет.

Второй момент – благодарение за скорби. Это очень сильное

средство, которое очищает душу и привлекает в неё благодать Божию, изменяет нас по образу Христову. Поэтому именно за то, за что дьявол подталкивает нас пороптать на Бога, нужно понуждать себя благодарить. Даже если поначалу это будет и не сто процентов от чистого сердца, не сто процентов искренне, всё равно понуждать говорить до тех пор, пока мы не почувствуем, что в сердце мы действительно согласны с этими словами.

Здесь нет какого-то обмана, потому что Господь предупредил нас: «В мире скорбны будете». И добавил: «но радуйтесь, ибо Я победил мир» (Ин. 16:33). Эта скорбь является ключом для будущей радости – и не только будущей, потому что человек и в скорбях может радоваться, если он следует за Христом. Можно вспомнить здесь слова апостола, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное» (Деян. 14:22). Так что нас предупредили: таков путь, ведущий ко Христу.

Как замечал святитель Тихон Задонский, все хотят быть в славе со Христом, но мало кто хочет быть в страдании с Ним, в несении Креста. Однако не пройдя этот путь, мы не можем очиститься, и всякий, кто хотя бы немножко шёл по этому пути, знает: когда начинаешь по-христиански относиться к скорбям, тут-то и начинаешь видеть, во-первых, всю скрытую нечистоту, которую не замечал, пока всё было хорошо, а во-вторых, начинаешь видеть, как Господь меняет тебя, очищает посредством всего этого, если ты не мешаешь Ему это делать.

Поэтому будем с радостью и благодарностью воспринимать всё, что посылает нам Господь, и молиться: «Господи, помоги мне встретить и перенести это по-христиански угодным Тебе образом, вразуми меня, как исполнить святую волю Твою в этой ситуации и дай мне сил поступить достойно имени Твоего!» И когда мы будем так к этому относиться, тогда любые скорби станут для нас ступенями в Царствие Небесное.

В древнем патерике упоминается один старец, который был очень болезненный и каждый год болел, и был рад, благодарил Бога за это. Один год он был здоров и не болел, и написано, что он скорбел, говоря: «Отступил от меня Господь». Это совсем другая логика, чем у нас сейчас, когда все говорят: главное здоровье, главное здоровье... Да главное не здоровье, а то, на что ты будешь его использовать. Если на грех будешь использовать здоровье, то лучше, чтобы не было этого здоровья. А если на то, чтобы дела Божии совершать, тогда да.

Будем же стараться в этом мире поступать по-христиански и да поможет нам в этом Господь.