Найти в Дзене
AXXCID

Лиризм Depeche Mode: о чём на самом деле поёт Дейв Гаан

Оглавление

В конце 80-х и начале 90-х Depeche Mode были группой, которая сочетала в себе поп-музыку и альтернативный рок. Их тексты проникали в души слушателей и оставляли в них тёплый и тёмный след магическим голосом Дэйва Гаана. Гипнотическая музыка, загадочный стиль участников и особый смысл композиций никого не оставляли равнодушными, а поклонники и критики долгое время пытались понять, что скрывается за написанными Мартином Гором строками.

Depeche Mode
Depeche Mode

В статье пойдёт речь о лирическом наполнении текстов песен Depeche Mode, а также о том, как их треки становились хитами и кто создавал визуальную красоту известных композиций.

Enjoy The Silence (1990)

Depeche Mode в молодости
Depeche Mode в молодости

Изначально второй сингл альбома «Violator» должен был быть балладой, начинавшейся с мощного органного звука. На таком видении трека настаивал автор текста Мартин Гор, однако его идея была немного переформирована клавишником группы Аланом Уайлдером: он предложил ускорить композицию, и позже с ним согласились все остальные участники Depeche Mode. Несмотря на балладную торжественность, трек всё же имеет характерные черты синти-попа.

«Всё, что я когда-либо хотел,
Всё, что мне когда-либо было нужно,
Здесь, в моих руках.
Слова совершенно не нужны,
Они могут только всё испортить...»

Герой песни как бы рефлексирует над своими чувствами к возлюбленной: он понимает, что она в его руках, и это всё, чего он желает. О любимой рассказчика не говорится ни слова, и, возможно, история пары подошла к концу; теперь молодой человек пытается сфокусироваться на себе и своём одиночестве. Ярко звучит тема поиска себя в большом и страшном мире, и это перекликается с образами, воссозданными Антоном Корбейном в клипе на композицию.

В череде кадров, показывающих Дэйва Гаана как странствующего короля, наслаждающегося не принадлежащим ему миром, видна тема тоски. Он никогда не достигнет места назначения, да и своего королевства у него нет. Герой носит с собой синий шезлонг, заменяющий ему трон, и это отсылает зрителя к тому, что король так и не находит своего места в таком огромном мире.

«Клятвы произносят,
Чтобы потом их нарушить.
Чувства насыщенны,
А слова пусты.
Наслаждение остаётся,
Так же как и боль.
А слова бессмысленны
И стираются из памяти...»

Герой стремится к тишине потому, что в ней нет ничего лишнего: он буквально отбрасывает всё от себя во имя любви. Ему необязательно занимать особое место в мире, чтобы наслаждаться своими чувствами.

Personal Jesus (1989)

«Золотой» состав группы Depeche Mode
«Золотой» состав группы Depeche Mode

Для этой песни Depeche Mode создали интересную рекламную кампанию: в газетах размещалось объявление с номером телефона и надписью «Ваш персональный Иисус». Позвонившие по телефону люди слышали на другом конце провода недавно вышедший сингл «Personal Jesus».

«Твой собственный, личный Иисус –
Тот, кто выслушает твои молитвы,
Тот, кто позаботится...
Твой личный, собственный Иисус –
Тот, кто выслушает твои молитвы,
Тот, кто будет рядом...»

Многие решили, что это был ещё один способ сбора пожертвований для церкви, однако дела обстояли иначе. Мартин Гор в одном из интервью признался, что текст песни создавался им на основе книги Присциллы Пресли «Elvis And Me». Идея трека состояла в том, что в отношениях чаще всего один становится для другого Иисусом или наставником, как было в семье Пресли. Первый даёт заботу и любовь, а второй её покорно принимает; несмотря на дисбаланс, такие отношения всё же строятся на любви, хотя и на трепетной и безусловной.

Клип от Антона Корбейна стал таким же провокационным, как и продвижение песни: в нём участники группы играют роли ковбоев на ранчо, похожем на публичный дом. Некоторые вызывающие кадры были вырезаны работниками MTV, но по мнению Дэйва Гаана, эти яркие эпизоды очень точно передавали всю иронию и настоящий британский сарказм, которым славились тексты композиций коллектива в начале 90-х.

Never Let Me Down Again (1987)

Depeche Mode. 1990-е
Depeche Mode. 1990-е

Многие критики оценили этот трек по-достоинству, присвоив ему статус песни, отлично передающей бег от реальности с помощью различных зависимостей. Мартин Гор всегда говорил, что в случае этой композиции речь не идёт о любовных отношениях.

«Мы летим высоко,
Смотрим, как мимо проносится мир.
Я не хочу упасть,
Я не хочу опять ступить
На землю...»

Здесь отражены взаимоотношения героя, стремящегося покинуть чуждый ему мир, и окружающей его реальности; этот уход провоцирует возрождение зла внутри рассказчика.

Созданное видео к этой песне стало первой совместной работой Depeche Mode и Антона Корбейна. Несмотря на это, режиссёру удалось передать в клипе ощущение тоски у главного героя, его попытки уйти от боли и реальности: чёрно-белые кадры с уезжающим на машине Гааном, тревога и окружающие его люди, пытающиеся вернуть его обратно, производят впечатление безысходности. Однако Мартин, держащий в конце клипа фонарь в руке, вселяет надежду на выход из мрака и ирреальности.

Policy of Truth (1990)

Depeche Mode
Depeche Mode

Лёгкий мотив с текстом о том, насколько быстро слова могут утратить своё значение, отсылает нас к «Enjoy The Silence», где герой говорил о жестокости слов и нарушении произнесённых клятв. Здесь магический голос Дэйва Гаана словно упрекает свою возлюбленную за избрание «политики правды».

«Тебе было что скрывать.
Тебе следовало это скрыть, не так ли?
Теперь тебя не устраивает ситуация,
В которую ты попал.
Просто пришло время расплатиться
За игнорирование советов
И решение, принятое в юности,
Вести политику честности...»

Он, как внутренний голос, заставляет усомниться в себе и во лжи, которая могла бы всё изменить в отношениях главного героя и его любимой.

Участники группы не давали комментариев по поводу смысла этого текста, но нетрудно догадаться, что здесь рассказчик приходит к самой сути человеческих отношений: если ты изберешь говорить только правду, проблем станет в разы больше. Боль, которую испытывает главный герой в песне, чётко видна и в видеоклипе – её проявлениями наполнены сцены с тоскующим Гааном и девушкой из самого начала клипа, за которой освещённый зелёным светом Дэйв наблюдает из окон своей машины.

People Are People (1984)

Depeche Mode в конце 80-х
Depeche Mode в конце 80-х

Мартин Гор признавал эту песню самой нелюбимой из всех, поскольку она не несла в себе никакой многозначности: в ней прямо высказывались непонимание разобщения людей и желание объединения. В Западной Германии эта композиция обрела большую популярность, поскольку в 1984 году была использована при трансляции Олимпийских игр, проигнорированных социалистическими странами.

Клип, снятый для сингл-версии песни, был создан Клайвом Ричардсоном. В видео использовались кадры с участниками группы на борту корабля, перемежающиеся с эпизодами военных съёмок. Это было сделано для ещё более острого проживания проблематики, поднятой в тексте. Depeche Mode буквально заявляли, что жестокость и вражда не помогут осознать людям, кто они есть на самом деле и как все вокруг могут так грубо относится друг к другу.

«Я рассчитываю на твое благоразумие.
Хотя пока оно никак не проявлялось,
Я уверен, что оно есть.
Просто ему нужно немного времени,
Чтобы добраться от твоей головы до твоих кулаков...»

Как пел Дэйв Гаан, люди есть люди, но важно не забывать, что помогает нам не потерять своё обличие и жить в мире и гармонии с окружающими.

Рекомендуем также:

Оригинал: 🔗источник

От автора:
Будем признательны, если вы подпишитесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще