Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Triumvirat «Illusions on a Double Dimple», 1974 г. ~ один из лучших альбомов прог-рока по версии журнала «Rolling Stone»

В 1974-м году немецкая рок-группа Triumvirat записала и выпустила свой второй альбом «Illusions on a Double Dimple», который стал фактически первым произведением немецкой группы, попавшим в первую сотню US Billboard 200. Мало того, по версии журнала «Биллборд» этот альбом был летом 1974 года в США вторым по популярности на американском радио, а впоследствии журнал «Rolling Stone» занес «Illusions on a Double Dimple» в Топ-50 лучших прог-роковых альбомов всех времен. Немецкая группа Triumvirat – это самое настоящее явление в мировой рок-музыке. Правда, она записала всего три по-настоящему шедевральных (на мировом уровне) альбома, тем не менее, даже эти три альбома являются настоящими сокровищами. Недаром тот альбом, о котором я поведу речь, самый известный музыкальный журнал планеты «Rolling Stone» в 2015 году включил в список «50 величайших прогрессив-рок-альбомов всех времен». Правда, в этом списке он занял всего 45-е место, тем не менее, можно понять, что в компании с такими прогресс

В 1974-м году немецкая рок-группа Triumvirat записала и выпустила свой второй альбом «Illusions on a Double Dimple», который стал фактически первым произведением немецкой группы, попавшим в первую сотню US Billboard 200. Мало того, по версии журнала «Биллборд» этот альбом был летом 1974 года в США вторым по популярности на американском радио, а впоследствии журнал «Rolling Stone» занес «Illusions on a Double Dimple» в Топ-50 лучших прог-роковых альбомов всех времен.

Triumvirat «Illusions on a Double Dimple», 1974 г.
Triumvirat «Illusions on a Double Dimple», 1974 г.

Немецкая группа Triumvirat – это самое настоящее явление в мировой рок-музыке. Правда, она записала всего три по-настоящему шедевральных (на мировом уровне) альбома, тем не менее, даже эти три альбома являются настоящими сокровищами. Недаром тот альбом, о котором я поведу речь, самый известный музыкальный журнал планеты «Rolling Stone» в 2015 году включил в список «50 величайших прогрессив-рок-альбомов всех времен». Правда, в этом списке он занял всего 45-е место, тем не менее, можно понять, что в компании с такими прогрессив-гигантами, как Pink Floyd, Yes, Genesis, King Crimson, Emerson, Lake & Palmer, Jethro Tull, Manfred Mann’s Earth Band, Kansas, Rush даже 45-е место – очень даже почетное.

В общем, о группе Triumvirat я уже несколько раз писал, ссылки на те публикации размещены ниже. Поэтому думаю, что повторяться не стоит, скажу только, что группа возникла еще в 1969-м году, и место возникновения этой звезды – германский город Кёльн. Название возникло от того, что в группе было три музыканта – клавишник с академическим образованием и композитор Юрген Фриц, бас-гитарист и вокалист Вернер Франгенберг и барабанщик и поэт Ганс Батхельт. В свою очередь триумвиратом (без гитариста) группа стала потому, что музыканты были поклонниками Кита Эмерсона и зарабатывали себе деньги в немецких кабаках исполнением песен из репертуара The Nice, а потом и ELP. Для этого четвертый участник не был нужен.

Потом к группе начал приходить местный успех, и появился свой собственный репертуар. В самом начале 1972 года музыкантам улыбнулась самая настоящая удача – они отправили свои демо-записи в местное отделение звукозаписывающей компании EMI, имевшей в Кёльне свою студию, и, вопреки ожиданиям, заполучили не отказ, а самый настоящий контракт. Правда, перед записью первого альбома из группы ушел Вернер Франгенберг (вернулся в группу только в 1976-м), и его заменил Ганс Пэйп. Вокалист из него был так себе, но как бас-гитарист он был великолепен.

Первый альбом назывался «Mediterranean Tales (Across the Waters)», переводится как «Средиземноморские сказки (через воды)». В музыке были использованы наработки Моцарта, а в целом альбом был выполнен в стиле краут-рок, который тогда был очень моден в Германии, Австрии и Швейцарии (ну, во всем германском мире). Кто-то называет Triumvirat клонами Emerson, Lake & Palmer, но на самом деле первый альбом был выполнен в том ключе, который представил на своем первом альбоме «Шесть жен короля Генриха VIII» англичанин Рик Уэйкман.

Правда, альбом «Триумвиратов» вышел в апреле 1972 года, а альбом Уэйкмана – в январе 1973-го, потому можно подумать, что Рик спер музыкальное направление именно у немцев. Хотя я не склонен так думать напрямую, возможно, оба - и Юрген Фриц, и Рик Уэйкман, использовали чьи-то более ранние идеи.

Ну ладно. Альбом получился, хоть несколько сыроват, тем не менее, он имел такой успех в Германии, что у EMI нашлись деньги, чтобы отправить музыкантов в продолжительное турне по Европе и Америке, затянувшееся более чем на год и поспособствовавшее популярности группы за рубежом. И вот, летом 1973-го лейбл снова позвал группу в студию развивать успех. И группа пошла в студию, и записала первую часть сочиненного ей материала, но тут, еще до записи вокала, из группы ушел Ганс Пейп.

Сингл Triumvirat 1973 года с песнями "Dancer's Delight" и "Timothy", которые не вошли на альбом "Illusions on a Double Dimple", хотя записывались на сессиях к нему с июля по октябрь 1973 года. Справа налево: барабанщик Hans Bathelt, клавишник Jurgen Fritz и бас-гитарист, он же вокалист Helmut Kollen
Сингл Triumvirat 1973 года с песнями "Dancer's Delight" и "Timothy", которые не вошли на альбом "Illusions on a Double Dimple", хотя записывались на сессиях к нему с июля по октябрь 1973 года. Справа налево: барабанщик Hans Bathelt, клавишник Jurgen Fritz и бас-гитарист, он же вокалист Helmut Kollen

Легенда гласит, что фронтмену срочно потребовалось жениться, а у жены был папа, который предложил своему зятю гораздо более прибыльную работу. В общем, Пейп в группу так и не вернулся, а его место занял звукооператор Triumvirat , двоюродный брат Юргена Фрица - Гельмут Кёллен, который не только играл на басу и электрогитаре, но и более-менее хорошо пел.

Таким образом Келен напел и сыграл на электрогитаре на первой записанной части диска, а вторую часть он уже оформлял как полноценный музыкант. То есть, на первой стороне остался бас Ганса Пейпа, а на второй на басу уже играл Кёллен. Мало того - руководство лейбла EMI, прослушав заготовки, потребовало усилить арт-роковый элемент записанной музыки привлечением к записи классического оркестра с духовой и струнной секциями, выделив на это дело весьма немалые ассигнования.

Triumvirat «Illusions on a Double Dimple», 1974 г., передняя и задняя стороны конверта
Triumvirat «Illusions on a Double Dimple», 1974 г., передняя и задняя стороны конверта

В результате получился шикарный прогрессивный альбом в модном по тем временам в Европе стиле арт-рок. Дело в том, что краут-рок, в котором был сделан первый альбом, оставался модным только в Германии, а лейбл рассчитывал срубить деньжат не только в Великобритании, но еще и в США.

В результате получился альбом, разделенный на две цельные пьесы – по одной на каждой стороне пластинки. Перед этим, в конце 1973 года, был выпущен сингл с двумя песнями, на альбом не вошедшими (об этих песнях – ниже). И хоть этот сингл нигде, кроме Германии, не выпускался, но он попал в руки руководства американского лейбла Capitol, которое, учитывая и успешные предыдущие гастроли «Триумвирата» по США, решило заключить с перспективной немецкой группой контракт.

Лейблы немецкого м английского виниловых выпусков
Лейблы немецкого м английского виниловых выпусков

Второй альбом группы «Illusions on a Double Dimple» вышел в начале 1974 года не только в Германии, Великобритании и прочей Европе, но и в США с Канадой, а также в странах Латинской Америки, Японии, Корее и Австралии. Сразу же за этим лейбл организовал новые, более продолжительные (3 месяца) гастроли группы по США, и пока «Триумвираты» выступали перед американской публикой, альбом поднялся в US Billboard 200 до 73-й позиции, что для немецкой группы в те времена было крупным успехом. Забегая вперед, скажу, что следующий диск Triumvirat «Spartacus» (1975 г.) в США поднялся до 27-го места, а это уже вообще всемирный триумф.

Два разных американских выпуска
Два разных американских выпуска

И еще что интересно - хоть в американских чартах альбом так и не попал в топ-50, но в августе 1974 журнал «Биллборд» провёл специальный опрос радиослушателей (FM Action), в результате которого выяснилось, что американские меломаны поставили альбом Triumvirat «Illusions On a Double Dimple» на второе место. Первое место они отдали альбому Стиви Уандера «Fulfillingness' First Finale», который вышел почти одновременно с альбомом «Триумвирата» в США.

В общем, пластинка вышла знатная, и она сегодня считается самым сильным творение группы за всю ее историю. Правда, лично я думаю, что альбом 1976 года «Old Loves Die Hard» все же круче, но то уже чистый арт-рок с небольшими остатками прогрессива, и уж совсем почти без особых следов краут-рока. Но если уж говорить конкретно о прогрессивном роке, то да, «Illusions on a Double Dimple» - это и на самом деле один из самых крутых альбомов этого направления. И в чем-то я эту пластинку ценю даже больше, чем любые прогрессивные альбомы некоторых перечисленных мной прогрессив-гигантов 70-х (например, Yes, Genesis, King Crimson, Emerson, Lake & Palmer, Jethro Tull или Rush).

Португальский выпуск альбома Triumvirat «Illusions on a Double Dimple», отпечатанный в 1977 году
Португальский выпуск альбома Triumvirat «Illusions on a Double Dimple», отпечатанный в 1977 году

Я помню, как я впервые услышал альбом «Illusions on a Double Dimple», произошло это где-то летом 1983 года. До этого я слышал только «Old Loves Die Hard», запись которого мне попала в руки еще году в 1976-м. И все эти годы я про другие альбомы Triumvirat ничего не слышал, даже не знал – а есть ли таковые. Но тут мне один кореш притащил с воскресной «тучи» пиленый-запиленный диск «Illusions on a Double Dimple» с просьбой хоть как-то отремонтировать и облагородить конверт альбома, а также помыть пластинку и сделать ее более блестящей, чтобы не видно было «песочного налёта».

Лейблы португальского выпуска 1977 года
Лейблы португальского выпуска 1977 года

Ну, я кинул диск на иглу и ужаснулся – настолько он сильно песочил. Но я все же расслышал музыку, которая скрывалась под этим песком и был совершенно ей очарован. Даже невзирая на сильный шум, я пластинку все же переписал на магнитофонную ленту, благо она не скакала. И впоследствии, когда мне хотелось послушать шикарную прогрессивную музыку, я неизменно ставил эту запись и наслаждался ей. Правда, приходилось включать на своей «Ноте-202» «противопесочную» кнопку, которая срезала высокие частоты, тем не менее я этот альбом со временем заслушал во всех нюансах, причем выучил музыку буквально наизусть.

Потом мне попались «Spartacus» 1975-го и «Pompeii» 1977-го, но они не произвели на меня такого сильного впечатления. Очень понравился дебютник «Mediterranean Tales» 1972 года, правда, он получился весьма простецким, и по мощности с последующими альбомами сравнить его нельзя. Последние два альбома – «A la Carte» (1978 г.) и «Russian Roulette» (1980 г.) вообще всуе упоминать не стоит, потому что то уже вовсе не «Триумвират», а что-то совсем другое, причем настолько не похожее на прошлые шедевры, что как будто Юргена Фрица, который разогнал всех своих предыдущих музыкантов, кто-то бил палкой по спине, чтобы он стал, наконец, сочинять вместо прога и арта модные тогда диско и «волну». Причем, даже диско и «волну» можно сочинить гениально, а последние два альбома некогда великой группы получились такими невзрачными и безвкусными, что в дискографию Triumvirat их вставлять было бы просто кощунством.

Вырезки с заднего конверта с информацией по альбому Triumvirat «Illusions on a Double Dimple», 1974 г.
Вырезки с заднего конверта с информацией по альбому Triumvirat «Illusions on a Double Dimple», 1974 г.

Кстати, после завершения своей карьеры в Triumvirat Юрген Фриц переквалифицировался в управдомы и нанялся сессионным клавишником к Аманде Лир, с которой записал ее единственный рок-альбом «Diamonds for Breakfast», на котором, кстати, стучал еще один рокер – Дэйв Доул, изгнанный из Whitesnake, чтобы освободить место за барабанной установкой Иэну Пэйсу. Чем занимался Юрген Фриц после ухода от Аманды Лир – неизвестно, но известно, что в 1989 году он написал большую часть музыки к хорошо известному у нас советско-западному фильму «Трудно быть богом» по повести А. и Б. Стругацких.

Ну ладно, за последние 40 лет Юрген Фриц так и не удосужился воссоздать Triumvirat в своей самой лучшей реинкарнации 70-х, он смог только выпустить пару-тройку сборников группы, один свой сольник (весьма невнятный), и в 1999-м заявить, что написал музыку для нового альбома Triumvirat, но дальше этого заявления дело не пошло. Учитывая, что главному герою прославленного трио сегодня стукнуло 70 лет, то никаких новых известий о «Триумвирате» мы уже наверняка не услышим.

Задняя сторона конверта единственного винилового сборника Triumvirat, выпущенного в 1983 году в Аргентине. На фотографиях - состав 1974 года
Задняя сторона конверта единственного винилового сборника Triumvirat, выпущенного в 1983 году в Аргентине. На фотографиях - состав 1974 года

Возвращаясь к альбому Triumvirat «Illusions On A Double Dimple» хочу сказать, что я читал в западных журналах много рецензий на него, и, что самое интересное, многие рецензенты упоминали, что музыка альбома представляет не только прогрессив, арт и психоделию, но и панк-рок с джаз-роком. Ну, джаз-рок в этой музыке еще можно услышать местами, причем явно, но вот панк-рока я на диске не обнаружил. Правда, песня «Dancer's Delight», которая в альбом не вошла, могла бы считаться панк-роковой, причем легко. Однако она на альбом не попала, потому не может считаться его частью. Но, тем не менее, остается признать, что музыканты «Триумвирата» и панк-рока тоже не чурались.

Кстати, название альбома переводится как «Иллюзии после двойной порции», причем под «порцией» подразумевается бухло (рюмка двойного скотча), которое главный герой требует в ночном кабаке, в который забрел в полном смятении души. Ганс Батхельт, который до 1976 года являлся основным поэтом группы, решил создать эпическое полотно среднестатистического неудачника, который, находясь еще в довольно молодом возрасте, не может никак заработать много денег, и принимается заливать своё горе горилкой. В первой песне об этом так и поётся:

«Песня для всех, кто пытался и проиграл
Грустная и горькая история
Вы не можете добиться успеха всю свою жизнь
Но некоторые люди всегда терпят неудачу
Так что мы все знаем, что у нас есть один выход - умереть
Мысль полна боли
Ты делаешь могилу своим последним прощанием
Твоя жизнь была напрасной»

Вот такая невеселая тема этого диска, хотя некоторые песни второй сюиты выпадают из этого концептуального, по сути, полотна. Но об этом я напишу ниже.

Сторона 1:

1). Illusions on a Double Dimple (23:25) «Иллюзии на двойной ямочке». Ну, я уже упоминал, что «ямочка» - это дословно, а на самом деле это двойная порция скотча. То есть мысль тут такая – если ты неудачник, то пойди и нажрись, и хотя бы до утра тебе полегчает.

~ Flashback (0:57) «Воспоминание». Это фортепианное предисловие к поэме, которую Юрген Фриц положил на стихи Ганса Батхельта, в ней заключается и вокальное предисловие к теме альбома, часть которого я привел выше.

~ Schooldays (3:22) «Школьные годы». Эта песня – одна из самых прочувствованных на альбоме, в ней главный герой просит прощение у учителя, что плохо учился и стал неудачником.

~ Triangle (6:53) «Треугольник». Эта инструменталка как будто взята с какого-то альбома Рика Уйэкмана, правда, влияние Кита Эмерсона тут тоже очень сильное.

~ Illusions (1:42) «Иллюзии». Тут снова жалобы героя на то, что его, как минимум, уволили в пятницу, а, как максимум, он не видит в своей жизни ничего хорошего, потому что он не в силах изменить свое социальное происхождение.

~ Dimplicity (5:37) «Рюмка двойного скотча». Пришел в кабак, выпил и начал думать. Оказывается, главного героя уволили за то, что он украл деньги, собранные работягами на похороны его же отца. В общем, ни до чего хорошего не додумался, устал и захотел спать. Очнулся прекрасным солнечным утром в канаве. Потом опять пошел в кабак, снова напился, и так по кругу.

~ Last Dance (4:53) «Последний танец». Инструменталка, и снова дикая смесь Уэйкмана и Эмерсона.

Сторона 2:

2). Mister Ten Percent (21:33) «Мистер десять процентов». Где-то вычитал, что эта пьеса посвящена менеджеру группы Triunvirat, который или обворовал группу на деньги, или попытался обворовать, за что и был уволен с треском.

~ Maze (3:03) «Лабиринт». Инструменталка а-ля Уэйкман + Эмерсон.

~ Dawning (1:02) «Рассвет». Прекрасная уэйкмановская фортепианная разминка.

~ Bad Deal (1:40) «Плохая сделка». Руки прочь, мистер Десять процентов! У нас сегодня концерт! Ха! Как вы думаете, мы собираемся платить за аренду? Работать для вас до конца жизни! – вот так можно перевести крик души, исполненный Гельмутом Кёлленом, правда, куплет исполнен каким-то совсем не его голосом, хотя, возможно, над этой частью песни поработал продюсер со звукооператорами.

~ Roundabout (5:49) «Карусель». Инструменталка чисто в стиле Эмерсона

~ Lucky Girl (5:14) «Счастливая девушка». Прекрасная баллада, рассказывающая о какой-то счастливой девушке, которая презирает своего жениха, который вечно слушается не ее, а свою маму. Эта девушка считает себя настоящей королевой и намеревается уйти к кому-то другому, неважно, к кому, главное, чтобы он слушался только ее. Многие критики считают эту балладу ответом на хит ELP 1970 года «Lucky Man», хотя в музыкальном плане это совсем разные произведения.

~ Million Dollars (4:42) «Миллион долларов». Шикарное завершение альбома, первая часть представляет собой инструменталку в стиле ELP, вторая – оркестрованную балладу, смысла которой я не понял, но кажется, в ней поется что-то о том, что если до середины жизни не заработал свой миллион – то попрощайся с мечтами. Ганс Батхельт как в воду глядел – ни одному участнику первых составов группы миллиона заработать так и не удалось, а Хельмут Кёллен вообще умер в 1977-м по чистой случайности – отраввиллся в своем гараже выхлопными газами, когда ремонтировал автомобиль. После него остался сольный альбом «You Won't See Me», дописанный его коллегами по группе и выпущенный в 1977 году.

Бонусы:

3). Dancer's Delight (3:32) «Восторг танцора». Шикарная панковская песенка. Жаль, что она не вошла на виниловый диск, пришлось специально доставать «сорокопятку» с ней, которая обошлась мне чуть ли не во столько же, как и сам виниловый диск.

4). Timothy (4:08) «Тимоти». Эта песня вышла на том же сингле, что и предыдущая. Примерно в таком же стиле был записан и «посмертный» сольный диск Кёллена.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Немецкое арт-рок-трио «Triumvirat» ~ знатные подражатели Кита Эмерсона, в итоге ставшие квартетом

Triumvirat «Old Loves Die Hard», 1976 г. ~ самый гениальный шедевр арт-рока за все времена его процветания

Звёздный час Рика Уэйкмана. Дебютный альбом «The Six Wives of Henry VIII», 1973 г. - самое успешное его произведение

Emerson, Lake & Palmer «Tarkus», 1971 г. ~ британский прогрессивный удар по Америке

Рок-хард из дурдома от пионеров блюз-прога The Groundhogs ~ альбом «Black Diamond», 1976 год