Найти в Дзене

Формирование образа врага. Часть I - древность.

Здравствуйте, друзья! Образ врага - одна из самых актуальных тем современности. Хотя как явление она возникла много миллионов лет назад. О чём нам могут рассказать древние петроглифы и наскальные изображения. Понятие "враг" было зафиксировано человечеством в Египте между 14340 и 13140 годами до н. э. ("битва при кладбище") а с научной позиции суть "врага" изучается относительно недавно - с конца 19-го века. Давайте поговорим о том, как сформировалось психология понятия "враг" в древности и современности. Возможно окружающий нас мир станет ещё более понятным и менее враждебным. Как сформировался феномен "враг" Зайду издалека. Во времена эпохи палеолита (2,9 млн. лет) наши с вами предки постоянно сталкивались с угрозой выживания. Формирование образа врага у древних людей было связано с их жизненными потребностями и социальной организацией. В первобытных обществах люди зависели от природы и должны были бороться с другими животными, чтобы выжить. В этой ситуации врагом были все живо
Оглавление

Здравствуйте, друзья!

Образ врага - одна из самых актуальных тем современности. Хотя как явление она возникла много миллионов лет назад. О чём нам могут рассказать древние петроглифы и наскальные изображения.

Понятие "враг" было зафиксировано человечеством в Египте между 14340 и 13140 годами до н. э. ("битва при кладбище") а с научной позиции суть "врага" изучается относительно недавно - с конца 19-го века.

Давайте поговорим о том, как сформировалось психология понятия "враг" в древности и современности. Возможно окружающий нас мир станет ещё более понятным и менее враждебным.

Наскальные рисунки. Творчество отражало жизнь древнейших людей.
Наскальные рисунки. Творчество отражало жизнь древнейших людей.

Как сформировался феномен "враг"

Зайду издалека. Во времена эпохи палеолита (2,9 млн. лет) наши с вами предки постоянно сталкивались с угрозой выживания.

Формирование образа врага у древних людей было связано с их жизненными потребностями и социальной организацией. В первобытных обществах люди зависели от природы и должны были бороться с другими животными, чтобы выжить. В этой ситуации врагом были все животные, которые представляли угрозу для жизни.

С одной стороны - тяжёлые природные условия жизни, а с другой - с межгрупповым насилием со смертельным исходом (Р.К. Кэлли).

С развитием социальных отношений, появляются более сложные формы общественной жизни, где люди начинают конкурировать друг с другом за доступ к ресурсам. В этом случае, врагами могли стать другие племена или кланы, которые конкурировали за доступ к пастбищам, воде, земле и др.

Общности людей в современном с нами понимании не было. Об этом говорят важные археологические и палеонтологические исследования.

Например, важный момент того периода - овладение орудиями труда. С одной стороны, оно способствовало физическому уменьшению клыков, что приводит к снижению уровня агрессии, а с другой стороны, орудие производства автоматически становились предметом убийства себе подобных.

Об этом факте нам рассказал череп, найденный в ЮАР с датировкой примерно от 1 до 2,5 млн. лет, свидетельствующий о смерти женщины, которую умертвили орудиями труда (характерные порезы на черепе) после чего она была съедена.

Не могу сказать, была ли она врагом в нашем понимании, но что-то враждебное по отношению к ней внутри группы точно испытывали. Умерла не своей смертью.

Череп женщины. ЮАР. Возраст около 2,5 млн. лет.
Череп женщины. ЮАР. Возраст около 2,5 млн. лет.

Социум и формирование образа врага

Уверенными шагами эволюция продолжала уводить человека от животного мира. Одним из важнейших эволюционных достижений предков стало увеличение социальности. Благодаря которой мы начали развиваться.

Конечно, формирование новой коры головного мозга неокортикса (до сих пор развивается только к семи годам) и отставленного большого пальца тоже играют важную роль. Но мы говорим о социальном аспекте. Люди собирались в различные небольшие группы, позднее в родоплеменные союзы, что делало из жизнь чуть более легче и продолжительнее.

Именно этот факт, по мнению учёных палеонтологов, привел к увеличению межличностной коммуникации (Дробышевский). Люди стали активнее взаимодействовать друг с другом, что привело к новому качеству человека - проявлению эмоционально-положительных реакций в поведении.

В противовес агрессивным реакциям на раздражители или угрозу теперь появился новый регулятивный инструмент - табу, или система запретов. При помощи табуирования жизни люди начали разграничивать свой мир на плохо и хорошо, на можно и на нельзя. И на основе этого не всегда можно убивать соплеменника за какой-либо проступок. Он может быть единственным, кто знает полезные травы вокруг поселения. Кадры решают всё!!!

С развитием социальных отношений появляются более сложные формы общественной жизни, где люди начинают конкурировать друг с другом за доступ к ресурсам.

Защита своей территории - основное, что может спасти жизнь.
Защита своей территории - основное, что может спасти жизнь.

Уровень добра/спокойствия возрастал, зла/агрессии уменьшался, но не исчезал совсем. Плохо ли это? Скорее хорошо, что человек совместил в себе эти два качества. Благодаря тому, что остались остатки животного агрессивного начала человека, люди могли вести борьбу за ресурсы, а значит, за жизнь. В этом случае врагами могли стать другие племена или кланы, которые конкурировали за доступ к пастбищам, воде, земле и др.

Если на твоей территории голод, то нужно что-то делать. Первобытная мысль сводилась к тому, что можно позаимствовать еду у другого племени. Для этих целей агрессия была даже очень нужна. Она приветствуется, когда нужно защитить свою территорию или отнять что-то у других.

Вот именно тогда начинает формироваться такое понятие, как "чужой". Смысл этого явления заключается в том, что существует кто-то, кто может косвенно или прямо посягнуть на самое главное у группы - еду. Такое поведение характерно для всех приматов с высокой организацией интеллекта, к коим мы относимся.

Иными словами, в нашей природе заложено негативное, реактивное, эмоциональное реагирование, агрессивное поведение на "другого/чужого".

Того, кто не принадлежит к нашей группе (родоплеменному обществу позже деревне, городу, государству, политическим воззрениям) становился "чужаком", а затем "врагом". Например, североамериканские индейцы всегда находились в состоянии враждебности с любым другим. Мир мог быть достигнут только через заключение мира.

Рамзес II убивает своих врагов.
Рамзес II убивает своих врагов.

Культурный аспект формирования образа врага

Культурные особенности и религиозные представления также играли важную роль в формировании образа врага. В разных обществах, врагами считались разные группы людей. Ими могли быть люди не похожие на нас: по языку, цвету кожи, вере, по традициям. Этот аспект не только подкреплял понятие "свой-чужой", но способствовал развитию:

1. сплочённости народности против врага.

2. развитию маркеров которые могут быть применены не только внешне, но и внутри группы "среди нас может быть чужой!"

Большие изменения произошли в поведения человека. Он научился брать паузу во время общения. Поведение не было уже таким реактивным, как у животных.

Поведение в присутствии "чужого/врага" сопровождается сильными эмоциональным подкреплением: любопытство, неприязнь, злость, страх, ненависть. Но появились регулятивные формы "мне очень неприятно общаться с тем бородатым мужиком, но я не могу его убить мне запретил это делать вождь..."

Именно тогда человек научился разделять такие понятия, как пассивное общение (присмотреться, проверить на агрессивность, оценить уровень опасности) и активное общение - некое целенаправленное действие, которое преследует цели устранения опасности или непосредственно самого врага. В итоге получился устойчивый конструкт "мы-они", в котором "мы хорошие"-"они плохие".

В конструкте сформировался компонент откладывания устранения врага. Его можно уничтожить позже. И это привело к новому поведению, важному для нас - опознаванию и откладыванию своих эмоций.

Древний мир изначально передавал свои знания об окружающем мире через слово или действие. Представления о враге передавались из поколения в поколение через фольклор, мифы, легенды, религиозные тексты и исторические события, усиливая предубеждения и ненависть к определенным группам людей. Часто, образ врага использовался как оправдание для запрета на контакт или даже для насилия против других групп.

Итак, подведём итог. Кого же мы называем врагом?

«враг» - это актор (явление), представляющий собой реальную или мнимую угрозу самому существованию индивида, группы, социума, носитель антигуманных свойств и качеств.
Д.И. Менделеева, Г.И. Козырев

В заключение,

хочу сказать, мы уже не древние люди. У нас более развит мозг и культура, иные взгляды на жизнь, другие системы взаимоотношений. Мы достигли высокого уровня технического развития.

Но! В современном мире "враг" также остаётся врагом, формирование его образа становиться всё изощрённее. О чём я расскажу в следующей части статьи "формирование образа врага в современности".

______________

Если вас заинтересовала статься и хотите получать информацию о клинической психологии, схема-терапии, развитии личности и преградах на этом пути подписывайтесь на блог, предлагайте темы статей, со своей стороны обязуюсь рассказывать просто о сложном, предоставлять только подлинную информацию.

Очные и онлайн консультации, психотерапия для взрослых. Бережно и с уважением! Запись на консультации help-psyho@mail.ru, epika44-skype, @epikalova - telegram

Для всех моих читателей на Дзене скидка 30% на онлайн консультации. Для получения скидки, в строке тема введите код - dzen30