Найти тему

Сказание о явлении Державной иконы Божией Матери

Печатается по благословению иеромонаха Михея (Разинькова) - первого настоятеля обители на Кожозере - без сокращений!

Источник: издание Кожеозерского Богоявленского монастыря (2018) "ДЕРЖАВНОЕ СТОЯНИЕ" за Отечество с акафистом Пресвятей Богородице явления ради чудотворныя Ея иконы ДЕРЖАВНЫЯ

«Державная» икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2 / 15 марта 1917 года, в день отречения Царя-Мученика Николая Александровича от Престола. Вскоре всю Россию облетело известие, что именно в этот день в селе Коломенском под Москвой произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной «Державной», так как Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная.

Условия, при которых явилась святая икона, были следующие. Одной женщине, крестьянке Броницкого уезда, Жирошкинской волости, деревни Починок, Евдокии Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, были два сновидения: первое 13-го февраля и второе 26-го февраля.

13-го февраля Андрианова слышала таинственный голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся».

Сильное впечатление произвело на Андрианову это таинственное сообщение и побудило ее к усиленной молитве о получении более ясных указаний воли Божией. Как бы в ответ на усердную молитву, 26-го февраля Андриановой снится белая церковь. В ней величественно восседает Женщина, в Которой своим сердцем Андрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. Не в силах забыть своих сновидений, Андрианова решается идти в село Коломенское. Второго марта она отправилась из Перервы к настоятелю «белой церкви» в село Коломенское. При виде дивной Вознесенской церкви Евдокия Андрианова сразу же узнала в ней тот самый храм, который она видела во сне.

Настоятелем церкви Вознесения был священник отец Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Андрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета, как поступить. О.Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе. Но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о.Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах и, наконец, в церковном подвале. И вот, именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим в храме представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках. На коленях находился благословляющий Богомладенец. Взгляд ее скорбных очей, наполненных слезами, был необычайно для лика Богоматери строг, суров и властен.

Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц перед пречистым образом Богоматери, прося о.Николая отслужить благодарственный молебен с акафистом, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола быстро пронеслась по окрестностям, проникла в Москву и стала распространяться по всей России. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское. Перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов. По всей России с радостным страхом и покаянным трепетом начал народ русский молиться перед «Державной» иконой Божией Матери. Икону для поклонения стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. С большим торжеством была встречена «Державная» икона Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и другими сестрами Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, где икона находилась некоторое время. Копии иконы разошлись по всей стране, появились служба и акафист «Державному» образу Божией Матери, слушая который вся церковь падала на колени.

Православные люди с самого начала увидели в явлении «Державной» иконы свидетельство того, что Сама Царица Небесная взяла на Себя управление нашей страной. Протоирей Тихон Палих, известный старец, которому преподобноисповедник Кронид (Любимов)[1] доверил перед закрытием Троице-Сергиевой Лавры сохранить антиминсы обители, сказал одному из своих духовных чад: «Запомни: Россией управляет Матерь Божия Державная».

Конечно же, знала о явлении «Державной» иконы святая Царская Семья. Среди Их личных вещей были обнаружены молитва перед этой иконой, собственноручно переписанная рукой Императрицы Александры Феодоровны, и список «Державного» образа. Икона прошла вместе со святой Царской Семьей весь Их крестный путь до самого конца. Исколотая штыками, она была найдена в урочище Ганина Яма вместе с другими вещами убиенных. Это значит, что «Державная» икона находилась у кого-то из Царственных мучеников на груди, под верхней одеждой, и там, в Ипатьевском подвале, первая приняла на себя удары Бого- и царененавистников.

Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-Мученика Николая Второго и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери, можно с уверенностью предполагать, что это он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего падения, и приняла на Себя преемство власти державы Российской. Потому и строг, и суров, и скорбен взгляд Ее дивных очей, наполненных слезами гнева Божественной и Материнской любви, потому и пропитана мученической русской кровью Ее царская порфира и алмазные слезы русских истинных мучеников украшают Ее корону.

Прошло несколько лет – и жесточайшие гонения обрушились на головы почитателей этой иконы, молившихся пред списками «Державной» по всей России. Были арестованы тысячи верующих, расстреляны составители службы и канона, а сами иконы изъяты из всех церквей. Подлинник «Державной» иконы более полувека томился в запасниках Исторического музея.

В запасниках Исторического музея икону обнаружила научная сотрудница Ирина (Таранушенко), матушка отца Георгия Таранушенко, ныне протоиерея и настоятеля храма святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунино. А в те годы он служил священником в Коломенском храме Казанской Божией Матери. Обстановка в музее была сложная, на «попадью», бывало, косились. Но когда матушка Ирина решила уволиться из музея, то духовник их семьи архимандрит Адриан (Кирсанов) не только не одобрил ее решения, но как-то особенно значимо благословил ее продолжать работать там. Как оказалось, благословение было не случайным.

Когда икону отреставрировали, ее увидел митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, возглавлявший тогда Издательский отдел Патриархии. Он попросил отдать на время чудотворную икону “Державная” в домовый храм издательства, чтобы они могли помолиться перед ней о духовном просвещении России. Спустя время икону было решено вернуть на место ее исторического обретения, произошло удивительное событие. Вот как рассказывает об этом матушка Ирина. «Помню, ехали мы за иконой и очень волновались. Вот, думаю, сейчас там толпа журналистов, и телевизионщики приехали: ведь второе явление Державной – это воистину событие. Приезжаем, а в домовом храме никого нет. Вынесли нам из алтаря икону, и я ахнула: подменили «Державную»! Вместо нашей яркой иконы – черная доска. Встала я на коленки, приложилась к иконе, а я там каждую трещинку знаю – нет, вижу: наша икона. Но почему она черная?» Когда икону Державной Божией Матери привезли в храм и начали служить перед нею молебен, то вдруг исчезла с нее чернота и икона воссияла яркими первозданными красками. Обновление иконы было своего рода знамением, обозначившим ту связь времен, когда в 1917 году крестьянке Евдокии Адриановой было дано во сне повеление отыскать в Коломенской церкви «черную» икону и сделать ее «красной». Весть о возвращении Державной мигом облетела Россию, и боголюбивый народ хлынул в Коломенское. Люди плакали, радовались и обнимали друг друга: «Державная вернулась, а это добрый знак!»[2]

27 июля 1990 года икона Пресвятой Богородицы «Державная» была возвращена в село Коломенское и поныне находится там – в храме в честь «Казанской» иконы Божией Матери. Этому событию промыслительно предшествовало первое поминовение Государя Николая II с Его Семьей за Литургией 17 июля 1990 года.

За днем возвращения «Державной» иконы в село Коломенское следует день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси (15 / 28 июля). Так и за вторым обретением «Державной» иконы словно последовало второе крещение Руси. Уже через несколько месяцев после возвращения «Державной» иконы в Коломенское произошло другое важное духовное событие: неожиданно в Петербурге были обретены святые мощи преподобного Серафима Саровского. Пройдя по России крестным ходом в следующем, 1991 году, они вернулись в возрождающееся Дивеево. Страна, ее дух менялся: церковные события становились всенародными. И в эти самые дни безбожная коммунистическая партия на своем пленуме сама признала несостоятельной программу строительства коммунизма в стране, а через несколько дней перестала быть правящей. Мы помним, что в том же, 1991-м году, и в 1993-м, да и все эти годы страна часто находилась на острие меча. Но Матерь Божия сохранила нас от междоусобной брани, укрепила на пути возвращения в народную жизнь православной веры.

В 1997 году Сергей Александрович Матвеев получил от старца отца Николая (Гурьянова) с острова Залит благословение совершить на самолете Крестный ход по границам России. Это важное для России событие подготавливалось целых два года. Крестный ход продолжался шесть дней – с 14 по 19 июня 1999 года. На борту самолета было множество святынь, в их числе огромная икона Божией Матери «Державная», мироточивая икона Царя-мученика Николая II. В хвостовой части салона было установлено подобие амвона, перед иконой Божией Матери «Державная» поставлен аналой. Как только самолет взлетел, взяв курс на Запад, был отслужен первый акафист «Державной» иконе Божией Матери. Дальнейший порядок был такой: один священник, стоя у аналоя, читал и пел акафист. Священники сменяли друг друга, им помогали миряне (всего в полете было пять священников и двенадцать мирян). Крестный ход в небе, хотя и был благословлен Святейшим Патриархом и известным старцем, но совершался без широкой огласки. Несмотря на это, во время посадок самолета люди шли и шли сплошным потоком в «летающую часовню», с любовью прикладывались к иконам. За время облета иконы по границам России с 14 по 19 июня совершилось немало знамений и чудес[3].

В 2007 году, когда произошло историческое объединение двух частей Русской Православной Церкви на Родине и за границей, первым большим событием нашей общей духовной жизни стало поклонение «Державной» иконе Божией Матери, которую принимали из Москвы наши соотечественники в храмах Западной Европы, Северной и Южной Америки, Австралии. В 2007-2008 годах в честь этого события прошел крестный ход «Под звездой Богородицы», главными святынями которого были списки с «Державной» иконы Божией Матери.

В 2008 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II вокруг России был совершен еще один крестных ход вдоль границ России с «Державной» иконой Божией Матери. Его участники за семь месяцев прошли 8300 км на весельной лодке «Святая Русь» от Архангельска вдоль северного побережья России по пяти арктическим морям, далее от порта Провидение до Владивостока проплыли на корабле, а путь от Владивостока до Архангельска – по сухопутной границе на автомобиле[4].

Крестный ход начался с Литургии в городе Архангельске, отслуженной в Никольском храме 19 мая – в день рождения Государя Царя-мученика Николая II. Именно в тот год Господь сподобил меня впервые побывать на месте мученической кончины Царской семьи в Храме-на-Крови в Екатеринбурге, после чего я сразу отправился в Архангельск. Удивительно то, что когда я ехал в Архангельск из Екатеринбурга, то не знал, что состоится крестный ход. В день начала крестного хода мне доверили честь вручить икону Божией Матери «Державная» участникам крестного хода в момент отплытия лодки «Святая Русь». Думаю, что Господь по молитвам Царственных мучеников привел меня именно в это время в Архангельск и таким образом подал укрепление, указание на то, что «Державное стояние», в котором мы участвуем более 20 лет, – это дело духовно важное для нашего православного Отечества и для нас самих.

Ныне, когда вновь стоит вопрос о судьбе нашего Отечества, мы, сознавая свою человеческую немощь, прежде всего уповаем на всесильное заступление Царицы Небесной, на Ее Державный Покров. А Она, Матерь Божия, смотрит на нас: как веруем, как молимся, как трудимся, как живем.

Настоятель Кожеозерского

Богоявленского монастыря,

иеромонах Михей (Разиньков)

[1] Последний наместник Троице-Сергиевой Лавры перед ее закрытием большевиками в 1920 году. Расстрелян 10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне.

[2] Н. Павлова «Державная» //http://www.pravoslavie.ru/65468.html

[3] См. статью Владимира Мельника «Икона Царя-мученика. Крестный ход на самолете» (на сайте православной газеты «Благовест» // благовестсамара.рф).

[4] В газете «Вера-ЭСКОМ» об этом крестном ходе опубликована статья «Россия в объятьях» (№ 582, 9 февраля, 2-й выпуск; http://www.rusvera.mrezha.ru/582/4.htm)