Найти в Дзене

"МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ" - биография личности и эпохи

Мы живем в странное время. Сейчас все подвергается сомнению. В том числе и художественная ценность литературных произведений, которые прежде считались безоговорочной классикой. Ницше называл это "переоценкой ценностей". Не избежали этой переоценки и произведения нашего великого современника, который стал классиком еще при жизни. Я говорю о Рэе Дугласе Брэдбери (1920-2012). Все чаще приходится сталкиваться с довольно парадоксальным мнением, что его произведения - это вовсе не фантастика (а что же еще?), что поведение его персонажей совершенно не логично, а его представления о будущем архаичны. Дошло до того, что романтика, фантазера и поэта Брэдбери стали называть "бытописателем"! Что можно на это возразить? Разумеется, каждое литературное произведение - это отражение писательского взгляда на современное ему общество, и не важно пишет ли он исторический роман или пытается прозреть события грядущего. Таков механизм нашего мышления. "О ком бы ни плакали, мы плачем о себе" - заметил один у
Геннадий Голобоков "Сеятель". Изображение взято из открытых источников
Геннадий Голобоков "Сеятель". Изображение взято из открытых источников

Мы живем в странное время. Сейчас все подвергается сомнению. В том числе и художественная ценность литературных произведений, которые прежде считались безоговорочной классикой. Ницше называл это "переоценкой ценностей". Не избежали этой переоценки и произведения нашего великого современника, который стал классиком еще при жизни. Я говорю о Рэе Дугласе Брэдбери (1920-2012). Все чаще приходится сталкиваться с довольно парадоксальным мнением, что его произведения - это вовсе не фантастика (а что же еще?), что поведение его персонажей совершенно не логично, а его представления о будущем архаичны. Дошло до того, что романтика, фантазера и поэта Брэдбери стали называть "бытописателем"!

Обложка романа Рэя Брэдбери "Марсианские хроники" на английском языке. Изображение взято из открытых источников
Обложка романа Рэя Брэдбери "Марсианские хроники" на английском языке. Изображение взято из открытых источников

Что можно на это возразить? Разумеется, каждое литературное произведение - это отражение писательского взгляда на современное ему общество, и не важно пишет ли он исторический роман или пытается прозреть события грядущего. Таков механизм нашего мышления. "О ком бы ни плакали, мы плачем о себе" - заметил один умный человек. Эти слова целиком и полностью можно отнести к творчеству любого писателя. Следовательно и литературные произведения можно рассматривать в двух контекстах - эпохи и биографии. Попробуем применить этот принцип к самой знаменитой книге Рэя Брэдбери "Марсианские хроники".

Рис. Л. Эдвардса. Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Эдвардса. Изображение взято из открытых источников

Рэй Дуглас Брэдбери родился в 1920 году в американском городе Уокиган, штат Иллинойс. Второе имя - Дуглас - будущий писатель получил в честь знаменитого киноактера Дугласа Фербенкса, что, возможно, повлияло на увлечение юного Рэя кинематографом. Во всяком случае, многие произведения Брэдбери напоминают старые фильмы, которые редко снимали на натуре, предпочитая павильоны. В его рассказах немало драматически вычурных эпизодов и нарочито броских, ярко раскрашенных декораций. Одна из них представляет провинциальный американский городок, который станет местом действия многих рассказов и романов писателя.

Рис. Л. Эдвардса. Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Эдвардса. Изображение взято из открытых источников

В "Марсианских хрониках" эта локация фигурирует сразу в нескольких ипостасях. Мы видим брэдбериевский Уокиган (хотя он может называться Гринтауном или как угодно) и чисто земным ("Ракетное лето"), покидаемым своими обитателями ради переселения на Марс ("Поселенцы"), и - чисто марсианским, обитатели которого отличаются от своих американских "соседей" лишь странным обликом и фантастическим бытом ("Илла", "Летняя ночь", "Земляне"), и - лжеземным, когда марсиане внушают земным астронавтам, что они их давно умершие родственники ("Третья экспедиция"), и - построенным на красной планете земными колонистами, ничем не отличающимся от земного прототипа ("Саранча", "Ночная встреча", "Марсианин" и другие).

Рис. Л. Эдвардса. Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Эдвардса. Изображение взято из открытых источников

В тридцатых годах, как раз в разгар Великой депрессии, семейство Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес, видимо, потому, что в большом городе выжить было легче. Подобное переселение для небогатой семьи в те времена равноценно перелету на другую планету, а громадный мегаполис, сосредоточие кинематографической богемы, выглядел ничуть не менее причудливым, нежели загадочные города Марса. Да и киноактеры, за которыми юный Рэй охотился с фотоаппаратом, были для него столь же таинственны, как и марсиане. Чем та же Марлен Дитрих не марсианка Илла из одноименной новеллы?

Шестнадцатилетний Рэй Брэдбери и кинозвезда Марлен Дитрих. Изображение взято из открытых источников
Шестнадцатилетний Рэй Брэдбери и кинозвезда Марлен Дитрих. Изображение взято из открытых источников

Еще до того, как будущий классик вырос, в его жизнь вошли фантастические журналы, публикации в которых по степени интеллектуальной глубины и литературному уровню отличались от комиксов только тем, что текста в них было больше, чем картинок. Авторы этих рассказов и небольших повестей, и особенно Эдгар Райс Берроуз, частенько описывали древние марсианские цивилизации в период упадка - отсюда растут живописные развалины "Марсианских хроник" и сами марсиане, которые то появляются на страницах книги, то - исчезают. Вполне вероятно, что начинающий писатель испытывал тягу именно к этому образу четвертой планеты, только он хотел населить ее не бесплотными героями, вроде Джона Картера, а... собственными соседями.

Рис. Л. Эдвардса. Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Эдвардса. Изображение взято из открытых источников

Мечты и грезы, пробы пера, веселая компания фэнов-единомышленников, первые влюбленности - все это занимало Брэдбери, наверняка, больше, чем страшная, но далекая война, которую назовут Второй Мировой, но вряд ли юный поэт и автор не слишком пока совершенных рассказов оставался равнодушным к ее событиям. И как бы ни было ему хорошо на Земле, видимо, все же тянуло удрать куда-нибудь подальше. Желание это должно было только усилиться, когда американский президент приказал сбросить атомные бомбы на японские города. Горячая война перешла в холодную, в любую минуту грозившую обернуться катастрофой уже для самой Америки.

Рис. Л. Эдвардса. Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Эдвардса. Изображение взято из открытых источников

Нет уж, пусть все эти сенаторы и генералы сами подыхают на радиоактивном пепелище, а люди доброй воли отправятся на небеса живьем ("Налогоплательщик", "Поселенцы"). Конечно, в 1949 году, когда по предложению издателя писатель собрал разрозненные новеллы в одну книгу, Брэдбери было уже почти тридцать лет и он явно подутратил юношескую наивность, понимая, что люди и на другую планету перенесут собственную глупость, жадность, презрение к тем, кто выглядит иначе и живет по-другому. Переселившись на Марс, американцы примутся навязывать ему свои представления о том, что хорошо и правильно ("И по-прежнему лучами серебрит простор луна...", "Ночная встреча", "Эшер II" и другие).

Рис. Л. Эдвардса. Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Эдвардса. Изображение взято из открытых источников

Впрочем, американским колонистам на Марсе будут свойственны не только низменные мотивы. Ведь среди них окажется немало простых, работящих людей, которые готовы много трудиться, дабы превратить пустыню в цветущий сад ("Зеленое утро"). А если родную страну постигнет беда, они будут готовы дружно сняться с уже насиженного на красной планете места и отправиться домой, сражаться за демократию и другие "свободы" ("Дорожные товары", "Мертвый сезон", "Безмолвные города"). Брэдбери, вероятно, был свидетелем похожих настроений среди своих сограждан и сожалел о том, что большинство из них не переживет ядерного кошмара ("Будет ласковый дождь"), а выжившим придется начинать жизнь заново, возможно отказавшись от прежней своей сущности ("Долгие годы", "Каникулы на Марсе").

Рис. Л. Эдвардса. Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Эдвардса. Изображение взято из открытых источников

Разумеется, я не считаю свою трактовку единственно правильной. С нею вполне можно спорить. Великие книги, а "Марсианские хроники" несомненно относятся к таковым, всегда вызывают множество трактовок и воспринимаются в широком диапазоне оценок - от безрассудной любви до категорического неприятия. Я призываю только к одному. Прежде, чем судить о том, хороша книга или плоха, попробуйте взглянуть на нее непредубежденно. Ведь такой подход должен быть обычен для каждого вдумчивого читателя.

Фэнтези
6588 интересуются