Позвольте мне сделать краткое отступление: настоящее название Китая – Чжунго (中国), что означает Срединное царство. Название восходит к тому времени, когда граждане Китая гордились тем, что являются самой цивилизованной нацией в известной им вселенной, где территория, которую они контролировали, была в центре мира, окруженная менее развитыми иностранными культурами и псевдоцивилизациями.
Китай сейчас готовится вновь стать ведущей экономической державой, и это после двух столетий унижения со стороны сегодняшних стран "Большой семерки" в 19 и 20 веке и после десятилетий внутренних потрясений.
Цель Коммунистической партии Китая не в том, чтобы превратить мир в "коммунистический рай" , а в том, чтобы способствовать обновлению собственной страны. Китайские политики говорят о "китайской мечте", под которой они подразумевают национальное обновление и возрождение (то есть не коммунизм).
КПК можно охарактеризовать как патриотическую или, возможно, националистическую партию, которая черпает легитимность из марксистских идей, но выступающую за концепцию "Тянься" – все под одним небом. Кратко говоря: "Мы оставляем вас в покое, а вы оставляете нас в покое". Именно поэтому для них так важен принцип невмешательства во внутренние дела других стран.
Так что китайцы не хотят завоевывать мир. Если бы они этого захотели, они могли бы сделать это с легкостью в 13, 14 или в 15 веках. У них был отличный шанс, когда они были бесспорной и единственной военной сверхдержавой. Это были времена, когда Китай намного превосходил все прочие страны.
Китайский адмирал Чжэн Хэ возглавлял крупнейший и самый современный флот в мире (с 317 кораблями и 27 800 моряками) в нескольких плаваниях в Кению, Сомали, Иран и Саудовскую Аравию. Вместо того, чтобы проводить "дипломатию канонерок" (то, что всегда делал Запад – демонстративную проекцию силы с применением военно-морского флота), китайцы просто хотели торговать. В отличие от европейцев, они не воспользовались возможностью завоевать и подчинить себе более слабые страны, потому что просто не были заинтересованы в этом.
Сегодня ровным счетом ничего не изменилось: их цель состоит в том, чтобы восстановить свое историческое высшее положение в мире при стабильном международном порядке (в мирном сосуществовании с другими державами). Стабильность – залог реализации их мечты. Именно тут США, как принципиально немирная империя, дергают за рычаг и создают нестабильность, которой так боятся китайцы, путем создания напряженности на Тайване, в Южно-Китайском море и на Корейском полуострове.
Китайцы не пытаются обратить весь мир к своей политической или культурной модели. В отличие от американцев, у них нет "мессианского комплекса", и, кроме того, китайская система в целом непригодна для экспорта, потому что она сугубо специфична и неразрывно переплетена с тысячелетними традициями и культурой страны.
Именно США и остальная часть Совокупного Запада долгое время пытались заставить китайцев принять их безжалостную версию капитализма и отодвинуть Китай от социальной модели контролируемого государством капитализма (новаторские цели планирования и инвестиции в исследования, разрушение и запрет картелей, монополий, обеспечение честной конкуренции, требование к богатым платить справедливую долю налогов для сокращения социального неравенства и т.д.).
Но с чего вдруг китайцы должны позволить себе отказаться от модели успеха, которая позволила Китаю достичь за 30 лет такого уровня развития (включая освобождение 800 миллионов своих граждан от нищеты), который занял у Запада минимум 200 лет? Совокупный Запад также игнорирует тот факт, что полностью прагматичное китайское правительство использует рынок в качестве конкурентного инструмента для стимулирования инноваций и модернизации и, в конечном счете, для достижения "китайской мечты".
Опять же, китайцы не миссионеры, они не чувствуют себя призванными быть мировыми полицейскими или гегемонами. В этом отношении они принципиально отличаются от американцев. Когда американские политики, ученые, СМИ и их европейские говорящие головы рассказывают про опасности и угрозы со стороны Китая, этим самым они просто демонстрируют свою вопиющую некомпетентность и невежество. А если точнее, то все эти ужасы они описывают, глядя прямо в зеркало.
Неудивительно, что империализм и колониализм являются концепциями, придуманными именно на Западе, а не в Китае. И фашизм, кстати говоря, тоже придумал Запад. Как и "гильотины на 500 голов", концлагеря, ЛГБТ, мультикультурализм, сатанизм и так далее, и тому подобное...
Благодарю за внимание.