[В статье: Простая формула расчета: себестоимость × 30% = цена. Средняя стоимость, когда слишком дорогого, адекватное оценивание]
Формирование цены сложный процесс, но все же есть простые методы оценки товара.
Сначала нужно рассчитать себестоимость.
В эту сумму входят затраты на материал, инструменты, на больших производствах: затраты на рабочую силу, свет и остальные расходы.
Затем сделать свою наценку. Обычно это 30% -100% от себестоимость товара.
Что бы определится с наценкой можно найти среднюю стоимость вашего продукта на рынке. Сложить стоимость минимум у трёх разных продавцов и делить на колличество продавцов.
Цена не должны быть сильно выше средней на рынке, иначе никто не купит. Держитесь от средней цены в пределах 50-75%.
"Слишком дорого" должно быть оправдано качеством или чем-то другим. Например, цена бестселлера в интернете где-то 500-800 рублей. Любители книг это знают. И любая книга выше 700 рублей, будет им казаться дорогой. Поэтому ценность - яркие иллюстрации, редкий материал, полезность - должна быть явной. Если цена не оправдана, товар будет казаться дорогим и его не купят.
С другой стороны, слишком дешёвое кажется подделкой и вызывает настороженность. Те же правила работают в сфере творческих услуг. Если человек себя обесценивает, то перестает быть профессионалом. Тот кто делает качественную работу за 100 рублей, кажется сумасшедшим, новичком или профаном.
Даже новичкам, следует держаться чуть выше минимальной цены. Если столбик стихов на заказ стоит 100 рублей, не спускайте цену, берите 100 или даже 105. На фоне профи, которые берут 200-250, ваша цена будет выглядеть хорошо. И лучше услышать "за свою цену пойдет", чем проявлять не уважение к себе и дешевить.
Иногда цена слишком размыта, особенно это касается творческих услуг.
Например, стихи можно писать на заказ за 1000 рублей, а можно за миллион, если создавать песни для звёзд эстрады. Там тоже разница межу гонорарами может исчислятся миллионами, в зависимости от мастерства и знаменитости автора.
К тому же в творчестве часто существует несколько лиг: любительская, профессиональная и топ. Ценовой диапазон в каждой лиге совершенно разный. Поэтому новичкам всегда сложно определится с ценой.
Точно не стоит ориентироваться на время работы. Есть ряд профессий, которым удобно считать трудо-часы. Например, певец в ресторане, аниматор.
Но в творчестве колличество часов не равно качество.
Например, новичок будет шить костюм месяц, а профи сделает тот же заказ за неделю. Если считать по часам, то цена изделия новичка должна стоить дороже, но это не так. Цена мастера увеличивается за счёт скорости и профессионализма.
Поэтому подсчет часов нужен только, что бы рассчитать окупаемость, но не цену.
Склонность завысить или занизить цену, часто связано с ошибками мышления и самооценкой. Что бы убедиться в этом, зайдите на Авито, там достаточно примеров дорогого барахла и дешёвых находок. Все потому, что люди формируют цену из собственного ощущения и часто не могут адекватно оценивать.
Есть еще несколько способ оценки:
- показать работу доверенным людям и попросить назначить свою цену;
- спросить заказчика: "на сколько вы рассчитываете?", сославшись на то, что вы формируете портфолио.
Для новичков нормально начать с минималки, постепенно прокачиваться и повышать гонорар, двигаясь к комфортным расценкам.
И последнее, когда ваше творчество связанно с командной работой или зависит от масштабов, всегда узнавайте бюджет. Я об этом писала в своем ТГ