Продолжая тему "...загадок Профессорского кладбища в Тимирязевском парке", коснемся второго (после Грицука А.В.) памятника с эпитафией на могиле профессора Николая Николаевича Худякова (1866-1927).
Неожиданно оказалось, что слова на надгробии Худякова Н.Н. - это первая строчка одного из ключевых стихотворений яркого поэта серебяного века К.Д. Бальмонта (с которым Н. Худяков был лично знаком, как и со многими другими известными поэтами). Стихотворение написано в 1902 г., издано в 1903.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце И выси гор. Я в это мир пришел, чтоб видеть море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин. Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою. Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то. Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто. Я в это мир пришел, чтоб видеть солнце, А если день погас, Я буду петь... Я буду петь о солнце В предсмертный час!
Стихотворение написано в жанре философской лирики, и имеет кольцевую композицию, в которой финал повторяет тему начала «пришел, чтобы видеть Солнце». Основной вопрос, которым Бальмонт задается в стихотворении – это «Зачем я пришел в этот мир», и сам дает на него ответ, близкий по смыслу к ответам большинства философов того времени. Мы понимаем - он пришел, чтобы видеть Солнце, то есть жить и любить, ценить и ненавидеть, страдать и радоваться.
Первая строка данного стихотворения не случайно выгрирована в качестве эпитафии на могиле Николая Николаевича Худякова. Современники коллеги, ученики, потомки отзываются о Худякове как о великом ученом, естествоиспытателе, педагоге. Профессор Н.И. Вавилов, вспоминая Худякова, говорил, что:
"в плеяде славных ученых Петровской академии Николай Николаевич всегда занимал почетное место".
Среди двух сотен с лишним (значимых в науке впоследствии) учеников Н.Н. Худякова можно упомянуть знаменитого экономиста А. Чаянова. В студенческие годы, причем довольно рано - на втором курсе - у Чаянова определились его научные интересы и направление деятельности, он глубоко и серьезно занялся общественной агрономией. Под руководством таких выдающихся ученых, как А.Ф. Фортунатов, Н. Н. Худяков, Д.Н. Прянишников, он осваивает весь цикл практических знаний (о тщательности экспериментальной работы в лаборатории профессора Н.Н. Худякова он рассказывает в воспоминаниях о нем).
В 1920-х гг. семья Худяковых жила на Б. Дмитровке, 27. Их дом стал центром, который привлекал избранных представителей московской интеллигенции: ученых, экономистов, писателей, художников, скульпторов, адвокатов, артистов.
Популярный в нач. XX в. молодой писатель Дон-Аминадо в книге "Поезд на третьем пути" упоминает Н.Н. Худякова:
- Революция, как Сатурн, пожирает собственных детей!.. - мрачно повторял один из умнейших и просвещённейших москвичей, Николай Николаевич Худяков, профессор Петровско-Разумовской Академии, обращаясь к своему старому приятелю, Якову Яковлевичу Никитинскому, написавшему энное количество томов по вопросу об азотном удобрении. Никитинский, несмотря на почтенный возраст, был неисправимым оптимистом, и в пику Худякову, который всё ссылался на Карлейля, возражал ему с юношеской запальчивостью: - Я, Николай Николаевич, из научных авторитетов признаю только один. - А именно? - А именно, лакея Стивы Облонского. Великий был мудрец, хорошо сказал: увидите, образуется! Через несколько недель скис и сам Яков Яковлевич. За новым чаепитием, в уютной профессорской квартире на Малой Дмитровке, Худяков не ударжался и, не глядя на начинавшего прозревать приятеля, бросил кудато в пространство: - А в общем, Никитинский был прав, действительно всё в конце концов образуется. [3]
Одним из ярких штрихов, характеризующих Худякова как ученого и человека, является история строительства химической лаборатории. Петровской академии была мала старая химическая лаборатория, а денег на новую не хватало. И тогда Николай Николаевич решил откладывать свою зарплату на ее строительство. За шесть лет с 1894 по 1900 гг. он собрал нужную сумму. Здание было построено по проекту штатного архитектора Георгия Кайзера.
В корпусе была хорошая акустика и по вечерам химическая аудитория превращалась в зал для литературно-поэтических вечеров. Сам Николай Николаевич тоже писал стихи, а с его легкой руки сюда стали приезжать именитые гости – Александр Блок, Андрей Белый, Михаил Кузмин, другие талантливые поэты и литераторы. Вообще, в Петровской академии любовь к литературе была традиционной, из среды петровцев вышло немало литераторов: В. Г. Короленко, М. М. Пришвин, И. А. Новиков и другие. Тесные связи с литераторами были у профессоров академии Н. Н. Худякова, А. Ф. Фортунатова.
Хроника:
1887 - Н. Худяков перешел в московскую Петровскую земледельческую и лесную академию, но из-за участия в студенческих беспорядках и последовавшего за ними конфликта с администрацией академии уже в декабре того же года оставил ее. В результате этих событий «чрезвычайно активный молодой человек» попал под надзор полиции, и как «неблагонадежный элемент» был выслан из Москвы в Нижний Новгород. Не желая оставаться под надзором полиции, Николай Худяков, приложив массу усилий, уезжает за границу.
1890 - после Высшей агрономической школы в Йене окончил Берлинский университет. Затем он поступает в университет в Галле.
1893 - получил степень доктора философии Лейпцигского Ботанического института Вильгельма Пфеффера.
1894 - приглашен в бывшую Петровскую земледельческую и лесную академию (1865-1894) - ныне РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева - по рекомендации Д.Н. Прянишникова и К.А. Тимирязева.
1901 - по личному приглашению Н.И. Вавилова, будучи профессором Московского сельскохозяйственного института Н.Н. Худяков прочитал двухчасовую лекцию «Значение бактерий в природе» в Московском коммерческом училище (которым заведовал Вавилов).
1905 - публикация работы "Ферменты и протоплазма".
1905-1906 - участвовал чтении образовательных курсов лекций, проводимых в тогдашнем культурном и научно-просветительском центре Москвы - Политехническом музее.
"Из них особенно ярки были выступления Н.Н. Худякова. Задачи науки, её цели, её содержание редко выражались с таким блеском. Афоризмы Н.Н. Худякова врезались в память. Основы бактериологии, физиологии растений превращались в философию бытия. Блестящие опыты дополняли чары слов. И стар и млад заслушивались этими лекциями.
Лекции сопровождались демонстрациями опытов и отличались простотой и образностью изложения. Темы были самыми разнообразными. Можно сказать, что все волновавшее передовое общество того времени находило свое отражение в темах регулярных научно-популярных чтений Политехнического музея". [2]
"Н.Н. Худяков обладал высоко развитым чувством собственного достоинства, но был совершенно лишен честолюбия и тщеславия. ...Ко всякому успеху он относился с искренним чувством доброжелательства". [1]
ПС. Завершая данную обзорную статью хочется отметить, что научной роли профессора Николая Николаевича Худякова мы уделили непростительно мало внимания! (возможно, рассмотрим подробнее впоследствии).
ППС. Слова о "солнце", я полагаю, не случайно Н. Худяков выбрал (или близкие выбрали за/ для него) в качестве своего последнего послания Миру. Помимо образа, описанного во введении статьи - яркий, талантливый, честный и справедливый человек, - Солнце играло существенную роль в его научных исследованиях (ведь он изучал всю жизнь факторы развития растений, процессы фотосинтеза и пр.). А также, тема солнца, была популярна в то время среди ученых разных направлений (примером могут служить исследования Чижевского).
Источники:
- Дунаева Н.В. Книги в жизни Н.И. Вавилова. / Известия ТСХА, вып. 4, 2012.
Профессорское кладбище в ...Тимирязевском парке
Пер-Лашез Тимирязевского парка (ч.2. Продолжение)
- Моя версия разгадки эпитафии: "ПРЫЖОК - ТРАНСФОРМАТОР ЭНЕРГИИ ПОТОКА"
=================================
Делитесь вашим мнением в комментариях и с друзьями!
Благодарю за лайк и подписку!
Желаю счастья всем читателям