Найти тему
Дважды аутизм

Аутизм. Учимся самоконтролю

Аутизм во многом поддается коррекции. Но не секрет, что он не проходит. Будет с нами навсегда.

С возрастом никуда не девается болезненное восприятие звуков, света, запахов ... Страх толпы. Тяга к рутине...

Список можно пополнять и у каждого он свой. 

Стрессовые ситуации будут встречаться на протяжении всей жизни.

Но можно научить ребенка справляться с ними.

***

К прошлой статье мне задали в комментариях вопрос.

Расскажу как и зачем мы это делаем.

Наша цель на перспективу, чтобы Тим сам мог проанализировать свое состояние и принять меры, чтобы помочь себе в стрессовой ситуации.

Для начала, человек должен научиться разбираться в своих собственных эмоциях и ощущениях.

Для этого мы озвучивает за ребенка его чувства. 

"Ты злишься... Ты устал... Ты голоден".

Затем предлагаем решение проблемы.

При мелтдауне с Тимом мы перепробовали многое. Считали, сидели в кресле, дышали, использовали мячик су-джок. В конце концов у нас сложился понравившейся Тиму ритуал, которому мы следуем во время стресса.

Укладываем Тима в кровать, накрываем тяжёлым одеялом и плотно закрываем шторы. Шторы у нас блэкаут, они не пропускают свет. Максимально создаём тишину.

Я беру кисти рук ребенка и мягко сжимаю и разжимаю их в своих руках.

Волшебного в этом ничего нет. Для каждого ребенка это может быть что-то свое, действенное для него.

Весь секрет именно в ритуале. Я говорю, что сделаю массаж ручек, начинаю мягкие продавливания. Тим в этот момент глубоко дышит и этот привычный ему ритуал, действует на него успокаивающе.

Это была цель номер один, чтобы найти что-то, что сможет помогать во время стресса.

Следующая цель, которой мы тоже уже достигли, Тим может сам попросить меня или тьютора в школе "сделать массаж ручек", если он чувствует, что выходит из-под контроля.

Это уже супер-умение. 

Во-первых, Тим научился понимать свои чувства.

Во-вторых, осознает, что ему нужна помощь.

В-третьих, он может обратиться к компетентному взрослому за этой помощью.

С взрослением мы хотим прийти к тому, чтобы Тим сам смог принять решение и предпринять меры, которые помогут ему пережить возникшую для него стрессовую ситуацию и сенсорный перегруз.

Почему мы выбрали именно "массаж ручек"? 

Тим мог начать кричать и свалиться навзничь, где угодно. В магазине, в кафе, на улице...

Мне нужен был инструмент управления поведением в сложной ситуации, который будет всегда под рукой. 

Однажды я предложила сделать Тиму массаж и у нас это сработало. 

Это может быть любое действие. Главное, в голове ребенка проложить связь между действием и возможностью самоконтроля. 

-2