Найти в Дзене
Sputnik Южная Осетия

Как отразятся волнения в Грузии на ситуации в Закавказье?

   © Пресс-служба президента РЮО
© Пресс-служба президента РЮО

В начале марта 2023 года в Грузии начались массовые протесты в ответ на попытку властей принять закон об иноагентах. Несколько дней Тбилиси сотрясали уличные беспорядки, участники которых, в том числе, выкрикивали лозунги о "возвращении" Цхинвала и Сухума, вновь звучали призывы открыть второй фронт против России.

В начале марта 2023 года в Грузии начались массовые протесты в ответ на попытку властей принять закон об иноагентах. Несколько дней Тбилиси сотрясали уличные беспорядки, участники которых, в том числе, выкрикивали лозунги о "возвращении" Цхинвала и Сухума, вновь звучали призывы открыть второй фронт против России.

Развернувшаяся в Грузии ситуация привлекла большое внимание экспертного сообщества. Аналитики и эксперты начали споры о том, станут ли волнения в Тбилиси причиной эскалации ситуации в Закавказье и как события в Грузии могут повлиять на будущее Южной Осетии и Абхазии.

По мнению эксперта по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислава Тарасова, Южная Осетия и Абхазия надежно защищены, и никакой угрозы ситуация в Грузии для двух закавказских республик не представляет.

"Никаких опасений нет. У Южной Осетии и Абхазии есть надежный тыл. Идут процессы становления государственности. Осетины и абхазы сохранили свою этничность. У них появился исторический шанс развиваться дальше, они находятся под надежным прикрытием", – сказал он.

В свою очередь, руководитель аппарата правительства Южной Осетии Алан Джуссоев отметил, что для Южной Осетии и Абхазии не имеет значения, кто находится у власти в Грузии, поскольку цели и задачи, провозглашенные в конце 1980-х годов Звиадом Гамсахурдиа, остались те же.

"Единственная разница может быть в подходах к тому, какую политику вести в отношении Южной Осетии и Абхазии. Один подход просто долгоиграющий, типа мирный, но не исключающий военной агрессии, а другой – "нахрапом" с прямой агрессией", – пояснил эксперт.

При этом Джуссоев подчеркнул, что между Россией, Южной Осетией и Абхазией есть договора, предполагающие оказание взаимной военной помощи в случае прямой угрозы.

"Эти договора есть, они работают. Президент Владимир Путин в Мариуполе заявил, что Россия верна своим договоренностям и своих никогда не бросает. У нас с Россией есть договоренности о взаимной помощи, и они будут исполняться и одной, и другой стороной", – отметил он.

Свою обеспокоенность касательно ситуации в Грузии выразил и абхазский политолог Николай Трапш, отметивший, что власти Грузии негативно реагируют на любые контакты между официальными лицами России со своими югоосетинскими или абхазскими коллегами.

"Такие встречи вызывают у Тбилиси острую аллергическую реакцию. Подтверждение российского курса в поддержку независимости республик будет для правящей элиты Грузии еще одним дополнительным фактором, который облегчит им ужесточение позиции по отношению к России и объяснение этой позиции своему электорату, который в настоящее время извлекает достаточно весомую хозяйственную прибыль из происходящих политических процессов", – добавил Трапш.

Ситуация в Грузии, безусловно, не может не вызывать определенные опасения как у Южной Осетии, так и Абхазии. В настоящее время трудно сказать, могут ли возгласы грузинских националистов о силовом возврате Южной Осетии и Абхазии воплотиться в очередную агрессию в отношении двух независимых республик. Однако одно можно сказать точно: Цхинвалу и Сухуму следует "держать руку на пульсе", постоянно отслеживая ситуацию в Тбилиси, ведь граничат они далеко не с самым добродушным соседом.