Найти тему

Древний Навруз – должен быть главным праздником чуваш! (Часть 3)

Навруз чуваши отмечали в зависимости от лунного цикла или в феврале, или в марте

Итак, мы вновь сталкиваемся с противоречием. Как нам кажется, выше достаточно доказательно была показана связь имени Нарспи с месяцем ее рождения нарӑс уйӑхӗ (февраль), показана связь месяца нарӑс — с празднованием Навруз.

Однако Навруз, к примеру, в этом году празднуется в марте. Что любопытно, в этом плане календарный период, описываемый в начале поэмы «Нарспи», как раз совпадает с трехдневным (у некоторых народов пятидневным) празднованием Навруз с его преклонением Солнцу: «Пуш уйӑхӑн вӗҫӗнче /Хӗвел пӑхрӗ ӑшӑтса…» (В конце марта Солнце глянуло (на Сильби) пригревая…). То есть в поэме, хотя это и не говорится, как раз затронут период празднования «солнечного Нового дня»), причем в самом начале (!) произведения.

А теперь — внимание! Между тем, Навруз чуваши отмечали иногда и в феврале. А дело здесь вот в чем. В лунно-солнечном чувашском календаре не всегда было 12 месяцев, так как через каждые два года вставлялся 13-ый месяц (мӑн карлӑч+кӗҫӗн карлӑч — старший январь+ младший январь). Сейчас в современном календаре годовой цикл регулируется разным количеством дней в феврале. В древне-чувашском календаре с 19-летним циклом чередовались в году — 384 дня и 354 дня. Выходило в итоге 12 лет по 12 месяцев (т.е. по 354 дня в году) и 7 лет по 13 месяцев (в году 384 дня). Через 19 лет начинался новый цикл.

Чувашский историк профессор Василий Дмитриев, досконально исследовавший этот вопрос, отмечал, что древние предки чувашей огуры, к которым относились булгары и сувары, в Хуннской общности пользовались китайским лунно-солнечным календарем. Они продолжали пользоваться лунно-солнечным календарем также в периоды пребывания на Северном Кавказе, в Северном Причерноморье, в Булгарском государстве и т.д. При этом чуваши, ис­ходя из лунных циклов в году выделяли циклов: 12 лет по 12 месяцев с 354 сутками, 7 лет по 13 месяцев с 384 сутками в году. Получается следующий алгоритм: 12+7=> общий 19-летний цикл, который потом обнулялся и отсчет велся заново.

Таким образом, празднование Нового года-Навруз могло быть как в феврале (отсюда нарӑс =>Навруз), так и в марте (см. начало произведения). Поэтому, как рождение Нарспи в феврале, так и мартовское зарождение новой жизни в природе Сильби, мы склонны связывать с Навруз. При этом напрашивается подтекстовая связь празднования чувашского Нового года – Новаруз с его преклонением перед демиургической силой Солнца, заложенной учением зороастризма. И еще один момент: в древности предки чувашей, жившие на Кавказе и близ Черного моря, где климат значительно теплее, чем в нынешней Чувашии, готовы были встречать весну (Навруз) уже в феврале/марте.

-2

Почему автор «Нарспи» не дает описание празднования Навруз?

Вполне логичен вопрос: почему автор «Нарспи» не дает описание празднования Навруз. Обратите внимание, в произведении даны описания лишь только (!) чувашских обрядовых праздников. Он создает особый «чувашский мир», именуемый ЧӐВАШ ТӖНЧИ — без примеси празднеств, которые отмечались мусульманами и христианами. Это, так сказать, ЧУВАШСКИЙ МИР — в дистиллированном виде. Другие «миры», если они и существуют не оКУЛЬТурены сакральными (магическими) законами чувашского Сильби. Это чуждые «миры» (усал тӗнче), с их непредсказуемыми, неоСВОЙенными, непонятными и потому пугающими правилами поведения. Причем данная сильбийская модель ЧУВАШСКОГО МИРА находится во внеисторическом и внегеографическом проявлении. Конкретизация же пространственно-временных параметров не позволила бы создать столь обобщенно-идеальную действительность единственно верного, единственно правильного сильбийского ЧУВАШСКОГО МИРА.

Между тем, в имени НАРСПИ (именно, в имени!), как в кодовом ключевом шифре, хотел того автор или нет, сохранился таинственный нестираемый отпечаток пространственно-временной парадигмы глубинной истории народа — его прошлого, а возможно, и будущего (к примеру, чувашского почитания Навруз). Впрочем, тайны загадочного кода произведения именем Нарспи не ограничиваются. И в этом мы убедимся при дальнейшем рассмотрении этого таинственного Творения.

-3

Использованные иллюстрация: Анатолий Миттов «Хоровод» (по мотивам поэмы «Нарспи»); картина Георгия Фомирякова.

Подробнее здесь: https://chuvash.org/blogs/comments/4791.html

Станислав Убасси, гл. редактор «Домашней газеты».