Найти тему
Левая психология

Терапия контрастом

Часть 4. Жизнь течет как по Маслоу?

Думаю, только глухой не слышал про пирамиду потребностей А. Маслоу. В ней выделены пять уровней потребностей: в фундаменте пирамиды находятся базовые физиологические потребности, выше находится потребность в безопасности, далее - потребности в принадлежности, в признании и на самой вершине — в самореализации. Причем, согласно автору, вершины пирамиды достигают не все, а только самые отчаянные альпинисты.

Я считаю и далее приведу аргументы в пользу того, что потребность в информации и знании является фундаментальной потребностью каждого человека наравне с базовыми физиологическими.

Начну в буквальном смысле с библейских времен. Все знают миф о том, что Адам и Ева вкусили плод с древа познания добра и зла, после чего «открылись глаза у них обоих». Этот миф однозначно дает понять, что именно знание делает человека человеком. Да, за эту способность к познанию первая пара людей дорого заплатила — их изгнали из «сада Едемского», где они жили-не тужили. Но изгнали их потому, что они обрели невероятную силу, дававшую им возможность выжить в суровых условиях, в которых раньше они бы пропали.

Интересны эксперименты и наблюдения, связанные с депривацией, то есть лишением человека сенсорного разнообразия в виде зрительной, слуховой и пр. информации. Если человека лишить возможности получать ощущения (например, поместить в изолированную камеру), то через некоторое время возникают неприятные последствия: головные боли, тревога, страх, галлюцинации и т.д. Люди, которые волею судеб лишены сенсорного разнообразия, например: жители Крайнего Севера во время полярной ночи, моряки-подводники, рабочие в плохо освещенных помещениях, - также могут испытывать аналогичные негативные последствия. Сенсорный голод может приводить к ухудшению когнитивных функций. Самый радикальный пример — это «дети Маугли»: если ребенок в раннем возрасте был потерян в дикой природе и был лишен человеческого воспитания и обучения, то после возвращения в социум его невозможно ничему научить, он не способен стать человеком.

Вероятно, вы знаете про эксперимент середины 50-х годов прошлого века, где крысе вживили электрод в мозг и она нажимала на педаль, которая стимулировала центр удовольствия в мозге. Крыса только и делала, что нажимала на эту педаль, отказываясь от отдыха, еды, спаривания. По прошествии времени мы можем лучше понять результаты этого эксперимента: крыса стимулировала появление не самого удовольствия, а ожидание удовольствия. Другими словами, крыса стимулировала поисковую активность, которая обещала вознаграждение. Ожидание вознаграждения стимулирует выработку гормона удовольствия дофамина. Именно этот гормон объясняет, почему нам приятно, когда мы читаем захватывающую книгу, смотрим увлекательный фильм или решаем интересную задачу. Это состояние потока. Ученый, увлеченный экспериментом, может забывать о сне и отдыхе. Художник может многими часами писать картину. Дальнобойщик может тысячи километров проехать без остановки, чтобы скорее добраться домой. Во всех примерах у человека активизируется состояние потока, поисковая активность, нацеленность на результат, который обещает вознаграждение.

Я считаю, что этот эксперимент доказывает, что поисковая активность, то есть поиск новой информации, знаний, ответов на вопросы, находится в иерархии потребностей человека на первом месте. Подобная иерархия вполне логична: именно приоритет поисковой активности перед, например, принятием пищи обеспечивает лучшие шансы для выживания в незнакомой местности.

Издревле бытует такое мнение, что простому человеку для счастья нужно только «хлеба и зрелищ». Однако даже в этой уничижительной формулировке прямо говорится о потребности человека в получении новой информации, в данном случае — визуальной. Никакая золотая клетка не заменит человеку потребности в новых ощущениях. А потребность в информации в ситуации неопределенности может быть настолько сильной, что человек готов не есть, не спать, пока не найдет ответ. Отстаивая истину, человек может пожертвовать жизнью. Поэтому потребность в информации, в знаниях относится к разряду базовых потребностей человека. Я удивлен, почему до сих пор пирамида потребностей Маслоу не содержит этой потребности в своем основании.

В заключении хотелось бы привести несколько выдержек из книги Джона Рида. Жажду знания, особенно в условиях жестких потрясений и полной неопределенности, он замечательно выразил в своем произведении «10 дней, которые потрясли мир».

«Мы приехали на фронт в двенадцатую армию, стоявшую за Ригой, где босые и истощенные люди погибали в окопной грязи от голода и болезней. Завидев нас, они поднялись навстречу. Лица их были измождены; сквозь дыры в одежде синело голое тело. И первый вопрос был: "Привезли ли что-нибудь почитать?" И еще: «Жажда просвещения, которую так долго сдерживали, вместе с революцией вырвалась наружу со стихийной силой. За первые шесть месяцев революции из одного Смольного института ежедневно отправлялись во все уголки страны тонны, грузовики, поезда литературы. Россия поглощала печатный материал с такой же ненасытностью, с какой сухой песок впитывает воду. И все это были не сказки, не фальсифицированная история, не разбавленная водой религия, не дешевая, разлагающая макулатура, а общественные и экономические теории, философии, произведения Толстого, Гоголя и Горького...»

Я думаю, лучшего примера, доказывающего, что знание является базовой потребностью человека, невозможно ни найти где-либо еще в истории человечества, ни придумать специально.

Продолжение следует...