В неустанных поисках исторических сведений о земле сибирской, я наткнулась на малоизвестную брошюру учительницы Зыковской школы Нины Федоровны Зубревой (Павловой) «Родные веси».
Однажды, по долгу службы, я с ней встречалась и хорошо помню переживания педагога по поводу целостности этого исторического труда, над которым они с коллегами корпели между уроками ради сохранения памяти своего села.
И вот мы уже имеем на руках небольшую книжицу с интересными выкладками, где наиболее интересной показалась глава о появлении села Зыково.
Как я пришла к мысли написать о нашем Зыково? Цель книги – чтобы молодые знали историю своего села, где они живут и работают, и помнили о тех, кто отвоевывал у тайги землю под пашни и покосы, кто отстраивал дома, кто сделал все, чтобы обустроить село, чтобы о добрых делах наших предков вспомнили потомки. Чтобы хоть раз кто-то задумался о родном Отечестве, почувствовал ответственность за землю нашу.
Нина Федоровна
ЗУБРЕВА (ПАВЛОВА), автор брошюры «Родные веси»
ДВЕ СТОЯНКИ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА
В Красноярском краеведческом музее есть бронзовый нож, отнесенный учеными к Андроновской культуре (VIII – II до н.э.). Это время, когда человек делал из бронзы (сплав меди и олова) не только орудия труда, но и оружие. В Зыковской школе Березовского района тоже есть такой нож. Его некогда нашел Евгений Михайлович Матвеев. А Василий Гурьянов нашел каменный нож (жертвенник из камня). Это значит, что здесь жил человек в эпоху палеолита, т.е. древнекаменного века. Археологи открыли две стоянки первобытного человека: одна в районе «Маяка», другая в районе Черной Сопки. Все исторические находки свидетельствуют о том, что зыковская земля по сей день полна неоткрытых тайн.
КАК ПОЯВИЛОСЬ СЕЛО ЗЫКОВО
В 1630 году красноярский воевода Акинфев за успешный поход против кыргызов наделил землицей по берегам речки Березовка казачьих атаманов: Ивана Кольцова и Дементия Злобина, а также десятников Шумку Вострых и Дементия Зыкова. Заимки этих казаков и послужили началом деревень: Березовка, Шумково, Злобино-1 (на «Садах»), Зыково.
В то время правый берег реки Енисей был началом непроходимой тайги. Казачество, чтобы прокормить себя и свои семьи, вынуждено было заниматься еще и сельским хозяйством. Воинскую обязанность при этом никто не отменял, так как нужна была защита от набегов кыргызов. Почему «кыргызы»? В то время местное население и реку Енисей называли «Ынэсей»).
ЗЫКОВ ОТ КЛИЧКИ «ЗЫК»?
Дементий Зыков, получив землицу (а это было в конце лета), начал строить заимку. Он возвел дом-пятистенок, срубил баню, амбар, обустроил скотный двор и расчистил от леса место для поля и огорода.
Вскоре рядом с ним поселились другие семьи. А к концу века вокруг образовалось уже несколько селений, получивших названия: д. Монастырщина (Пузырево), Злобино-2 (Красная Горка), д. Кулаково, д. Карлова.
В книге Д.Я. Резуна «Родословная сибирских фамилий» так написано о происхождении фамилии Зыков: «Среди первых русских фамилий, появившихся на сибирской земле, были клички и прозвища ермаковских казаков, ставшие у их потомков уже фамилиями. Так в Сибири появилась фамилия Заворихиных, или Заварихиных, один из которых (по одним источникам Олфер, по другим – Осип) пришел в Сибирь вместе с Ермаком, а после гибели атамана долгие годы служил Пелыме. Упоминания о ермаковских дружинниках крайне редки в документах конца XVI – начале XVII в. Создается такое впечатление, что власти не очень стремились вспоминать этот момент биографии своих служилых людей. Но когда случайно при работе с литературой наталкиваешься на их имена, поражаешься одной особенности: многие из них обладали удивительным долголетием. Мы не знаем, когда точно умер вышеупомянутый Олфер, но известно, что в 1668 г. его внук просил поверстать (принять на службу) в дедово место. От этого Олфера Заворихина и пошла фамилия Зыковых среди пелымских казаков. Переход одной фамилии в другую форму в тех условиях, когда фамильное наследование еще не стало устойчивой традицией, было делом обычным, и вполне вероятно, что фамилия Зыковы произошла от нецерковного имени – клички «Зык». Однофамильцы пелымских Зыковых служили также в Томске и Красноярске».
ПРОДОЛЖАТЕЛИ РОДА ДЕМЕНТИЯ
В деревне Карлова после жил Лазарь Калистратович Зыков, сын которого Василий (1904–1997) женат был на Федоре Емельяновне Карловой (1904–2001). Их дети: Людмила, Николай, Анатолий, Александра и Евгений – тоже родились в Зыково. Они выросли, появились внуки, правнуки…
А в Кулаково проживали Евген Зыков и его жена Василиса, которые с братьями в 1905 году построили дом. Их дети: Кондрат, Федор, Екатерина и Феоктиста – продолжили родословную Зыковых.
ЗЕМЛИ НУЖНО БЫЛО МНОГО…
Начиная от моста и заканчивая ручьем Быстрым, была территория деревни Зыково, где размещалось 14 хозяйств. Началом деревни, видно, была бывшая заимка десятника Зыкова.
Ряд исследовательских работ учителей истории и географии Зыковской школы позволяют сделать вывод, что десятник Зыков выбрал место именно в начале сегодняшней улицы Советской, так как место было очень удобное: с одной стороны – полноводная река, богатая рыбой; с другой – непроходимый лес и очень мягкая плодородная почва для ведения хозяйства. Правда, сегодня на территории заимки Зыкова построено более 15 домов. Но это говорит само за себя, потому что в то время человеку приходилось самостоятельно решать продовольственную проблему: сеять лен, рожь, пшеницу, коноплю, ячмень, просо, гречиху, горох, овес, садить всю огородину, а еще держать скот: коров, овец, коней, свиней и разную птицу. Поэтому земли нужно было много…
На берегу реки всегда строилась баня. В противоположной стороне – скотный двор.
ПРИРАСТАНИЕ
Протоиерей В. Солдатов и краевед А. Спасский в своей исследовательской работе «К истории Красноярского Введенского мужского монастыря на реке Березовке» написал: «Виднейший сибирский историк и археолог Н.Н. Покровский добавляет немаловажную деталь. В условиях Сибири тех времен с ее огромными малозаселенными просторами и слабостью государственного аппарата, государство не могло обеспечить собственно ярко выраженного крепостничества. И поэтому наиболее мудрые воеводы и архиереи проявляли особую благосклонность к монастырским земельным владениям, где трудящиеся крестьяне прикреплялись к наделу не столько крепостнической кабалой, а некой экономической выгодой, которая в первую очередь и влияла на эффективность. Монастыри становились колониальными центрами, где переселенец, получив помощь деньгами, зерном и сельскохозяйственным инвентарем, мог неплохо заработать и либо вернуть ссуду, либо, оставив свое хозяйство монастырю, продвигаться дальше на освоение новых земель… Но есть еще одна черта. Из крупного монастыря всегда выходили вглубь бескрайних неосвоенных просторов пустынники, которые вскоре обзаводились учениками и где далее возникал монастырь».
Скорее всего, такой монастырь был и на горе, отделяющей Зыково от Вознесенки.
Есть там рядом лога Богомолово и Боголюбово, а строений никаких нет. Но в 60-е годы ХХ века на самом верху, возле дороги были развалины мазанок, то есть хижин, которые строились особым способом. Евгения Евгеньевна Федорова рассказывала, что там жили староверы, когда бежали от преследований. Одна из деревень села Зыково – Пузырево – раньше называлась Монастырщина, начиналась она от ручья Быстрого усадьбой Стародубцева.
По соседству со Стародубцевым поселились братья Пузыревы, которые были сосланы в Сибирь в XVIII веке Екатериной Второй. И поэтому впоследствии Монастырщину назвали Пузырево. На тех же местах живут их потомки и сегодня.
Около молочного завода был построен мост через реку Березовку, который каждую весну сносило разлившейся рекой и наскакивающими одна на другую льдинами. Соседние огороды и дома уходили под воду. Дома заливало почти по самые крыши. Постепенно река входила в берега и люди продолжали заниматься своим хозяйством. Самыми первыми на противоположном берегу реки были дома Скомороха, Панфиловых…
Деревня Карлова строилась сразу с двух сторон: снизу первым жителем был Кочмарик , вольнопоселенец, сосланный за «политику» и прибывший к месту ссылки с наполовину выбритой головой, а с другой стороны от леса и распадка первый дом был построен Степаном Егоровичем Карловым, который унаследовала его дочь Креня. В этом доме и поныне живут потомки Манкевичей.
Семья Емельяна Карлова построила два дома, в котором жили 27 человек, потом их продали на слом и четверо сыновей Емельяна построили три просторных добротных дома из лиственницы. Когда стали строить железную дорогу, в доме Петра Емельяновича расположилась учетная контора.
ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Постепенно деревня Карлова застраивалась все новыми и новыми жителями, но на поверку оказалось, что все они были родственниками, близкими и дальними. Сейчас эта улица называется Линейной. На этой улице был первый лесхоз, а дом лесника находился на другой улице, которая сейчас называется Первомайской. Лесником в эти годы (1930–1950) был Бочаров. Его дом находится и поныне на этой улице.
Возле железнодорожного вокзала расположилось зернохранилище. Оно и сейчас там же. А напротив него, на правом берегу ручья Быстрого, был построен комплекс, где находилась контора, бухгалтерия, лаборатория и инкубатор, и дома специалистов, где последним был Ленивцев, который охранял и отвечал за этот комплекс, так как там были и сад, и огород. Именно с этого участка и начинается улица, которая с постройкой завода получила название Заводская. Но что интересно: еще до всех этих построек на правом берегу ручья Быстрого, возле березовой рощи был небольшой домик, в котором жили старики Плахонины. Чуть позднее рядом с ними появилась избушечка Смутных.
Между Плахониными и инкубатором был построен барак, где жили вольнонаемные рабочие завода со своими семьями. Сейчас это большая улица между двумя карьерами: большим и малым. Напротив нее, ближе к глинохранилищу, был построен керамзитовый цех.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
В архивной справке от 6 ноября 2008 года №689-т, выданной архивным агентством администрации Красноярского края, указаны следующие годы возникновения населенных пунктов (основание: Список населенных мест Сибирского края. Выпуск ХШ. Красноярский округ. - Новосибирск, 1928 г.- с. 26.):
– деревня Зыкова – 1856 год;
– деревня Злобина 2-я (Красная Горка) – 1846 год;
– деревня Карлова – 1836 год;
– деревня Кулакова – 1836 год;
– деревня Лукина (Долгова) – 1813 год;
– деревня Пузырева (Монастырщина) – 1826 год.
Год возникновения деревни Кузнецовой не указан.
Это фотография старого дома Стародубцевых. Сейчас на территории усадьбы Стародубцева по улице Советской уже три усадьбы, четвертая принадлежит потомкам Стародубцевых, а с другой стороны – магазин «Татьяна» и еще пять усадеб братьев Пузыревых, среди которых один был есаул. Монастырщина (Пузырево) была казачьей деревней.