В продолжение темы о становлении Енисейской губернии (публикации в №15 от 31 марта, №17 от 7 апреля, №19 от 21 апреля, №22 от 12 мая, №23 от 19 мая) мы расскажем о том, как наши земляки жили во времена НЭПа (новая экономическая политика).
К сведению, новая экономическая политика проводилась в 1920-е годы с целью быстрого восстановления народного хозяйства и экономики, разрушенных Первой мировой и Гражданской войнами.
Очень интересные факты об этом времени содержатся в брошюре «История моей малой родины» Ивана Федоровича Беспрозванных, учителя-географа и директора Бархатовской школы.
Иван Федорович Беспрозванных (1919–2007).
МУКУ МОЛОЛИ МЕЛЬНИЦЫ
Вверх по течению реки Есауловки от деревни некогда работали мельницы: Дмитрия Васильевича Худоногова, Гурьяновская, Рудковская. От них давно не осталось и следа.
А вот в окрестностях села Бархатово до коллективизации работали мельницы: Андрея Елистаровича Бархатова, Ионазинка Якова, а раньше ею владел эстонец Эрен Иван Яковлевич, и далее мельница Ивана Петровича Бархатова – Петрушкова, которая впоследствии была передана в колхоз и называлась «Колхозной». До настоящего времени на реке Есауловке сохранилось только название этих мельниц.
МАШИНЫ, ЛОШАДИ И… РУКИ
В период НЭПа более зажиточные крестьяне имели в своем хозяйстве машины. Молотилки имели: Конгин Егор, Бархатов Павел Федорович, Григорьев Иван Иванович, Перевалов Семен Степанович, Бархатов Владимир Григорьевич, Григорьев Федот Ефимович, Бархатов Василий Михайлович, Бархатов Иван Егорович, Карангин Антон Прохорович, Григорьев Федот Ефимович (он же имел зерносортировку и крупорушку).
Молотилки приводились в движение лошадьми, а веялки, сортировки, крупорушки – вручную.
Во второй половине 20-х годов в результате НЭПа жизнь в деревне значительно улучшилась. Многие крестьяне обзавелись машинами. Увеличились посевные площади, повысилась урожайность, выросло поголовье скота и птицы. Некоторые крестьяне покупали племенных лошадей.
СКОТА И ПТИЦЫ БЫЛО МНОГО
В пастбищный период крупнорогатый скот делился на два табуна (верхний и нижний). Пастухами были Медведев Терентий и Канский Иннокентий. Табун овец и коз насчитывал до 1000 голов, и пас такой табун один человек – Мартынов Сидор. Табуны лошадей паслись в «Кочках» без пастуха, от пауков и мошки они спасались в гумнах. Птица и свиньи ходили по улицам.
Деньги на внутрихозяйственные расходы, налоги, некоторые товары и прочее выручали от продажи в Красноярске скота, дров, хлеба, овощей. В летний период с овощами на базар в Красноярск выезжали с вечера. Почему? Во-первых, потому что ночью ехать не жарко и нет гнуса; во-вторых, к плашкоуту приехать на рассвете, когда еще не очень большая очередь, иначе через Енисей не переправишься к полудню. А ведь надо было успеть продать привезенный товар, кое-что купить и к вечеру вернуться домой за 50 км.
С ТАКИМ ТРУДОМ ДОБЫВАЛАСЬ КОПЕЙКА!
Зимой на базар возили дрова-швырок. Дрова надо было привезти из леса, переложить в крепкие воза, а на завтра тоже отвезти в Красноярск по три рубля за воз.
Сено для скота возили за 10–25 километров. До сена надо было доехать до рассвета, там наложить два, а то и три воза и засветло приехать домой, отметать сено. А сколько времени и труда уходило на уход за скотом! Зимой нужно было готовиться к весенне-летним работам, летом готовиться к зиме. Сколько же крестьянину приходилось трудиться!
Вот цены на некоторые продукты и животных до коллективизации. Лошадь стоила 20–30 рублей, корова – 15–18 рублей, овца – 8–9 рублей, поросята – 1–3 рубля. Мука пшеничная, пуд – 60–70 копеек, овес – 40 копеек, 1 литр молока – 10 копеек, один огурец – 1 копейка, пучок лука – 3 копейки.
КУЛЬТУРНЫЕ ПОСИДЕЛКИ И ВЕЧЕРКИ
Во второй половине 20-х годов жизнь в деревне значительно улучшилась не только экономически, но оживилась и в культурном отношении, ликвидировалась неграмотность. В деревне было много молодежи. В праздничные дни организовывали разные игры, танцы, пели песни на площади, а потом по улицам шли односторонкой, где зачастую происходило знакомство или начало дружбы парня и девушки.
В зимнее время устраивали посиделки и вечерки, для чего откупали избу у какой-то старухи, так как клуба еще не было. До 1920 года сборня служила и клубом, и школой. Молодежь, по собственной инициативе, в эти годы с помощью учительницы готовили и ставили спектакли.
Вся молодежь была занята сельскохозяйственным трудом в своем хозяйстве или в наймах. Массовых пьянок не наблюдалось, воровство было редкостью. Пожилых людей почитали, приветствуя их, снимали шапку.
НОСИЛИСЬ СВАДЕБНЫЕ ТРОЙКИ
А как проходили свадьбы! Как красиво! Представьте тройку резвых лошадей, разукрашенных лентами и цветами, резная крашеная дуга с колокольцами, на шеях лошадей – шаркунцы, сбруя с начищенными до блеска бляхами. На облучке кошевки сидит залихватский кучер в шапке набекрень и опоясан красным кушаком. В этой кошеве сидят жених и невеста. Их несет эта чудо-тройка, а за ней поезд запряженных разукрашенных лошадей. Одно загляденье. Вот теперь бы так! А то ведь пройдут 2–3 машины с молодыми, и никого не рассмотришь, да и свадебного настроения не чувствуется. Остается надеяться на возрождение старинного русского свадебного обряда.
ЖИЗНЬ И ПОЛИТИКА
В Усть-Батойский сельсовет тогда входили три деревни: Челноково, Бархатово и Киндяково с центром в деревне Челноково. До коллективизации в праздник 7 ноября желающие жители этих трех деревень съезжались в Челноково на митинг. В специальную повозку (телегу), на которой постоянно была установлена пожарная машина, мужики в Бархатово запрягали тройку лошадей с колокольцами и шаркунцами, на повозке укрепляли красный флаг. Куча мужиков пристраивалась на эту машину и повозку, и ехали в Челноково. Здесь на центральной площади с трибуны выступали активисты – члены совета и партийной ячейки.
Подготовила Ирина ВЛАСЬЕВА
НА ФОТО: Старый дом в Бархатово.
Пример старинной постройки в Бархатово. Потолок выполнен из бревна, расколотого вдоль на две половинки, у которых лицевая сторона была протесана топором.