В некоторых странах так называют, эти прекрасные создания.
Эти красивые летуньи меня восхищали ещё в моём далёком детстве .
Было интересно наблюдать как они кружат над головой.
Стрекозы на удивление не только красивы, но полезны.
Эти создания выделывают на лету столь стремительные трюки, что порой просто невозможно уловить глазом траекторию их полета. Стрекозы некоторых видов могут лететь со скоростью целых 95 километров в час. Стрекозы могут зависать в воздухе и умеют мгновенно изменять направление полета хоть вправо, хоть влево, хоть вперед, хоть назад. Ученые подсчитали, что стрекоза при резких поворотах в воздухе порой преодолевает силу, равную 2,5 g.
У стрекоз две пары гибких, испещренных жилками крыльев. Несмотря на кажущуюся хрупкость крыльев, стрекоза может совершать ими до 40 взмахов в секунду, причем, сталкиваясь с чем-либо, крылья не ломаются, а выдерживают нагрузку с самыми незначительными повреждениями.
Вся голова в глазах
Помимо необычных летательных способностей, у стрекозы еще и необычное зрение. Два огромных сложных глаза занимают почти всю стрекозью голову. Каждый глаз состоит примерно из 30 000 шестигранных ячеек, каждая из которых действует как маленький глазок, потому что каждая ячейка посылает мозгу отдельно зафиксированное изображение. Однако это вовсе не означает, что стрекоза видит одновременно несколько тысяч изображений. В отличие от людей, стрекоза «фиксирует» не целую картину, а движение, очертания, различные оттенки и форму предметов.
Поэтому мозг стрекозы на 80 процентов занят анализом изображений. Мало какой оптический прибор столь же чувствителен, как стрекозий глаз: стрекоза с 20 метров замечает комара. Даже в сумерки, когда человеческому глазу не хватает света, чтобы видеть летающих мушек, тропические стрекозы без труда их ловят.
Чтобы так стремительно летать среди прибрежной растительности, стрекозе необходимо принимать сотни мгновенных решений. Справляться с этой труднейшей задачей ей помогает способность видеть около сотни изображений в секунду — в пять раз больше, чем способен видеть человек. Поэтому фильм, проектируемый на экран со скоростью 24 кадра в секунду, показался бы стрекозе чередой замирающих на какое-то время снимков.
Метаморфоз
При появлении на свет стрекоза совсем не похожа на красивую и сильную летунью, которой она станет позднее. Личинка стрекозы, вылупившись под водой из яйца, целыми днями сидит в водоеме, поджидая свою добычу. В течение нескольких месяцев — а у некоторых видов даже в течение нескольких лет — личинка многократно линяет, а потом выползает из воды на какой-нибудь стебелек. Именно здесь и начинают происходить удивительные превращения.
Оболочка на спине лопается, и из нее выбирается «готовая» стрекоза. Только что появившейся стрекозе, как бабочке, придется несколько часов ждать, пока не окрепнут крылья, а потом для стрекозы начнется совершенно новая жизнь. Благодаря инстинктивной мудрости стрекоза всего за несколько дней становится воздушным асом и овладевает искусством охоты на насекомых.
Вскоре молодая стрекоза доводит до совершенства умение ловить мух и комаров на лету. Ежедневно стрекоза съедает столько же насекомых, сколько весит сама, и приносит тем самым неоценимую пользу. Во многих случаях самцы стрекоз, стараясь обеспечить стабильный «доход», даже закрепляют за собой небольшие территории и ревниво их охраняют.
Стрекозы некоторых видов охотятся на тлей и жуков, другие ловят маленьких лягушек, а тропическая стрекоза питается пауками. Она «зависает» над паутиной большого паука-ткача и хватает паучков, которые пришли в гости к хозяину, чтобы полакомиться остатками с «барского стола».
Многие ученые из числа сторонников эволюции считают стрекозу самым древним из летающих насекомых. Во Франции были найдены ископаемые остатки стрекозы, размах крыльев которой достигал 75 сантиметров. Это самое крупное из известных нам насекомых — более чем в три раза крупнее любой из существующих сейчас стрекоз.
«Ископаемых насекомых, представляющих собой промежуточное звено между бескрылыми и крылатыми видами, не обнаружено». Совершенно очевидно, что стрекозы появились благодаря замыслу самого великого Конструктора.
Стрекозы без особого труда обжились почти во всех частях земного шара. Они чувствуют себя одинаково комфортно и на берегу альпийского озера, и в экваториальных болотах, и даже над городским водоемом.
. Стрекозы — настоящее украшение водоемов.