Найти тему

Как научиться составлять план в шахматной партии

Не ход ищи, не два хода, а целый план ищи.

Е. Зноско-Боровский

Умение планово мыслить отличает человека от других млекопитающих. В шахматах, как стратегической игре, умение составить план на много ходов вперед, отличает руку большого мастера от подмастерья.

Отличие человека от компьютера заключается в том, что шахматная программа принимает решение путем перебора вариантов, выбирая оптимальный ход. Человек же составляет схему действий на ближайшие несколько ходов.

Когда рассказывают легенды про то, что гроссмейстер из дебюта составил план до выигрыша в глубоком эндшпиле - это в большинстве случаев "байки". В течение партии план не один раз корректируется. Обычно, из практики, план составляется на зону ближайших действий и по достижении целей - составляется новый и т.д.

Для успеха в шахматах требуется умение двигать массами разнородных сил, выигрывать время, использовать оплошности соперника” – писал русский мастер И.Шумов более ста лет назад.

Умение мыслить логически, конечно, тренируется. И если первые планы неопытного игрока будут наивными, то по мере возрастания опыта искусство составления плановой игры возрастет в разы!

Давайте рассмотрим на примерах тренировку для выработка этого, столь необходимого навыка.

Дети очень любят играть в "охотников" и лисицу". Напомню суть игры - 4 белые шашки должны запатовать одну черную. Один неточный ход и сеть охотников распадается, а лиса выскальзывает из капкана. Для детей-новичков - 1 года обучения - очень хорошее упражнение.

Для взрослых любителей есть упражнения посерьезнее. Посмотрите на диаграмму 1.

Диаграмма 1. Мат ферзем и королем. Ход белых!
Диаграмма 1. Мат ферзем и королем. Ход белых!

Любой шахматист умеющий ставить мат ферзем и королем сразу скажет: "Поставить мат? Легко!" Но есть нюанс: поставьте мат в 4 хода! Уверяю, не каждый сразу сообразит как это сделать. Но если у вас получится - отлично! (Ответы, кстати, можно будет посмотреть в конце статьи).

Следующее задание - сходно с первым, только главная действующая фигурка другая.

Диаграмма 2. Мат в 8 ходов! Ход белых
Диаграмма 2. Мат в 8 ходов! Ход белых

Получилось? Вы - большой молодец!

Давайте тогда еще разберем практический пример из партии.

Диаграмма 3. Ход белых. Выигрыш
Диаграмма 3. Ход белых. Выигрыш

В этой позиции неважно сколько ходов вы потратите на достижение победы. Большее значение имеет схема действий, в этом случае вы разыграете окончание как по нотам. Психологи говорят, что логическое мышление у детей формируется к 11-12 годам. Поэтому то, что взрослому любителю может показаться элементарным действием, для 7-8 летнего ребенка - не всегда посильная ноша.

В заключение покажу плановую игру в исполнении маэстро. Комментируя эту партию великий шахматист справедливо указал, что никто из критиковавших Нимцовича за неуверенную игру шахматистов не предложил удовлетворительного плана защиты за белых, а всего лишь указывали отдельные сильные ходы. "А ведь партии первоклассных маэстро, - писал Капабланка, - основаны не на отдельных ходах, а на продуманных планах атаки и защиты" (!)

Нимцович - Капабланка, Санкт-Петербург, 1914г.

1. е4 е5 2.Кf3 Кс6 3.Кс3 Кf6 4.Cb5 d6

Скорее всего, будущий чемпион не хотел идти в малознакомые ему очертания дебюта 4-х коней и поэтому последним ходом переводит игру в русло испанской партии, в частности, варианта защиты Стейница.

5.d4 Cd7 6.Cxc6 Cxc6 7.Фd3 ed 8.Кxd4 g6!?

После этого хода черные форсированно теряют пешку и Нимцович не устоял от соблазна. Логика в таких случаях проста: если соперник тратит 3 хода на выигрыш пешки, а вы это время тратите на развитие.... бог с ней.. с этой пешкой. Не в пешки играем, а в шахматы!

9. Кxс6 bc 10.Фа6 Фd7 11.Фb7 Лс8 12.Фxа7 Сg7 13.0-0 0-0

Диаграмма 4. Позиция в партии после 13-го хода
Диаграмма 4. Позиция в партии после 13-го хода

Белые выиграли пешку, но зато отстали в развитии и передали инициативу сопернику. Пока белые вытаскивают увязшего в лагере ферзя - черные создают мощное давление на позицию противника. Можете, кстати, подумать, как это сделать и набросать план расстановки фигур.

14. Фа6 Лfе8 15.Фd3

Диаграмма 5. Схема плана Капабланки
Диаграмма 5. Схема плана Капабланки

План Капабланки был следующий:

1. Сковать соперника обороной пешки е4 переведя ферзя на е6

2. Освободить поле d7 для маршрута коня -f6-d7-е5-c4 откуда он создает давление на ферзевый фланг

3. Освободить дорогу слону и заставить его максимально простреливать длинную диагональ.

4. Перевести ладья на открытые вертикали а и b.

5. Пешка а или b в результате активной игры должна быть отыграна!

15. ...Фе6! 16. f3 Кd7 17.Сd2 Ке5 18.Фе2 Кс4 19.Лаb1 Ла8 20.а4?

А это уже нервы. Ход 20.b3 удерживал позицию, хоть черные и отыгрывали пешку, например. 20. ...Кxd2 21.Фxd2 Ла3!

20. ...Кxd2 21. Фxd2 Фс4! 22.Лfd1 Леb8!

Диаграмма 6. План выполнен, кэп! Пора собирать урожай!
Диаграмма 6. План выполнен, кэп! Пора собирать урожай!

23.Фе3 Нимцович растерялся и не оказывает должного сопротивления. Гораздо упорнее - 23.Фd3 Фс5+ 24.Крh1 Лb4 25.Ке2, возвращая пешку, но освобождая коня.

23. ...Лb4! 24. Фg5 Cd4+ 25.Крh1 Лab8 26.Лxd4 (угрожало 27. ...Сxс3) Фxd4 27. Лd1 Фс4 28.h4 Лxb2 29.Фd2 Фс5 30.Ле1 Фh5!

Позиция безнадежна, сопротивление Нимцовича вызвано нежеланием сдаться и дотянуть до 40-го хода.

31. ...Ла1 Фxh4+ 32.Крg1 Фh5 33.а5 Ла8 36.а6 Фс5+ 35.Крh1 Фс4 36.a7 Фс5 37.е5 Фxе5 38.Ла4 Фh5+ 39.Крg1 Фc5+ 40.Крh2 d5!

Убивая последнюю надежду белых на ошибку, но Капабланка начеку: 40. ...Ла7? 41.Ке4! Фb6 42.Фh6

41. Лh4 Лxа7 42.Кd1 и не дожидаясь ответа, Нимцович сдался.

Железной рукой провел эту партию кубинский виртуоз!

Вывод. Лучше играть с плохим планом, чем совсем без него. Со временем ваши умения составлять и реализовывать планы будут улучшаться и вы сделаете качественный шаг вперед. Просмотр партий мастеров помогает накопить полезный опыт и лучше понять, как это делается. На выходе из дебюта, в переломный момент борьбы, при переходе в эндшпиль спокойно обдумайте дальнейшее развитие событий и мысленно нарисуйте схему перемещений ваших фигур. Проверьте, насколько действия вашего противника может помешать реализации этих идей.

Успехов!

Статья была полезной? Поставь лайк и подпишись на канал!

-8

Проверь свое решение. ОТВЕТЫ

Диаграмма 1. 1.Фg2! Крh7 2.Крh5 Крh8 3.Крg6 Крg8 4.Фа8#

Диаграмма 2. 1.Лb7 Кра5 2.Кра7 Кра4 3.Кра6 Кра3 4.Кра5 Кра2 5.Кра4 Кра1 6.Крb3 Крb1 7.Лс7 Кра1 8.Лс1#

Диаграмма 3.

-9

Конь через d4 идет на е6. Это еще больше парализует короля черных, не позволяя приблизиться к защите пешки с7. Далее белый монарх отправляется в длинное путешествие на поле b7. Сообща белые фигуры уничтожают пешку с7 и проводят пешку в ферзи. Легко убедиться, что жертва коня черными на f6 c целью попытаться получить проходную пешку g белыми легко парируется.