Найти тему
Прихожанин

Сорок Мучеников Севастийских

В библейской нумерологии существуют знаменательные числа, имеющие историческое или символическое значение. Исторические отражают важные с точки зрения Священного Писания факты прошлого, символические несут богословское содержание. К таким числам относится и число сорок, часто повторяющееся в церковной символике.

Сорок дней длилось наводнение при Всемирном потопе (Быт.7:17).

Сорок дней постился Господь Иисус Христос в Иудейской пустыне (Мф.4:2; Лк.4:2), и столько же после Воскресения Спаситель находился на земле (Деян. 1:3).

Женщина, родившая мальчика, проходила очищение в течении сорока дней (Лев.12:2,4). Для мамы девочки очищение продолжалось восемьдесят дней (40+40).

22 марта [1] мы вспоминаем память воинов, которых тоже было сорок.

Имена их: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Сисиний, Илиан, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Эти отважные сыны пострадали в армянском городе Севастии в 320 году.

Современный город Сивас находится в Турции. Одной из достопримечательностей города являются горячие источники Балыклы Каплыджа. Ранее на их месте было озеро, где пострадали сорок воинов-мучеников. Озеро исчезло по причине тектонических сдвигов, а на его месте забили горячие источники. Произошло ли это случайно? Каждый решит для себя сам.

Претерпевший до конца спасется

313 год каждый христианин должен запомнить как знаковую, важную дату в истории христианства.

В этом году императоры Константин Великий и Ликиний (Лициний) подписали Миланский эдикт – договор, по которому христианство было практически легализовано. Фактически текст соглашения был составлен Константином, Ликиний лишь поставил подпись.

Однако подписание эдикта не означало, что и императоры сразу станут христианами. Константин симпатизировал христианству, но на тот момент не принял еще крещения. Ликиний был, скорее, монотеистом. Собираясь воевать с Константином за право владеть всей империей, Ликиний воздвиг новые гонения на христиан в подчиненных ему провинциях. Назначенные им правители этих областей обязаны были под страхом смерти исполнять его указы, принуждая христиан отказываться от своей веры и приносить жертвы языческим богам.

В Севастии во главе войска был Агриколай – жестокий, ревностный язычник. Он узнал, что в его полку служат 40 христиан. Это были смелые воины, неоднократно получавшие награды за службу. По обычаю им предложили принести жертву идолам и отречься от Господа Иисуса Христа. Воины единогласно ответили отказом. Тогда военачальник решил силой принудить их к жертвоприношению.

«Одно из двух предстоит вам – или принести жертвы богам и удостоиться больших почестей, или же, в случае непокорности, лишиться воинского звания и подвергнуться бесчестию; размыслите об этом и изберите для себя, что найдете полезнее», – огласил свой приказ Агриколай [2].

Воины ответили, что пользу для них определяет Господь. На раздумье была дана ночь, которую они провели в темнице. Всю ночь воины возносили молитвы и просили укрепить их в предстоящих испытаниях, пели псалмы. И Господь не оставил сорок чад Своих. Среди ночи они услышали голос с небес: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевший до конца спасется» (Мф.10:22).

Утром следующего дня мучеников вновь доставили к военачальнику. Агриколай решил уговорить их, обещая почести и славу за отвагу в ратном деле. Долго льстил хитрец, но получил очередной отказ.

Тогда разозленный воевода отдал приказ бросить христиан в темницу, надев на них оковы, как на преступников. Однако старший из воинов по имени Кирион напомнил Агриколаю, что у него нет полномочий держать их в оковах. Этими словами военачальник был смущен, и непокорных воинов заключили под стражу без оков. Через некоторое время ожидался приезд важного сановника Лисия. На его суд и оставили воинов.

Все время пребывания в застенках святые молились, пели псалмы. Кирион наставлял и поддерживал братьев во Христе. Он напомнил, что перед боем они всегда пели: «Боже! Именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня, Боже! Услышь молитву мою, внемли словам уст моих» (Пс. 53:3). Всю дорогу на судилище святые мученики пели этот псалом.

Прибывший Лисий начал допрос с упоминания воинских заслуг и обещания больших почестей в обмен на поклонение идолам.

Среди сорока мучеников был Кандид, который отвечал за всех своих братьев: «Возьми от нас не только воинское звание, но и самые тела наши, ибо для нас нет ничего дороже и ничего почетнее Христа Бога нашего».

В воинов пытались кидать камни, но Господь хранил верных. Напротив, когда сам Лисий бросил камень в святых, тот отлетел и разбил лицо Агриколаю.

Мучители понимали, что какая-то сила помогает воинам. Военачальник с разбитыми губами прошипел, что это сила волшебства. Но воин Христов Домн ответил, что Господь спасает их и сокрушает врагов Своих. Святых вновь бросили в темницу, где они предались пению псалмов. «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах! Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас» (Псал. 122:1–2).

И вновь Господь поддерживал мучеников. В шестом часу ночи раздался голос с небес: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).

На следующий день святых вывели к озеру. Они видели стоящего рядом с Агриколаем дьявола, который шептал ему: «Ты мой».

Воинов связали и поставили в озеро. В это время воды были покрыты льдом. Чтобы соблазнить отказаться от Господа, на берегу озера была устроена баня. Всю ночь святые терпели холод, пели псалмы и укрепляли друг друга. Утром один из них не выдержал и побежал к бане. Но только его коснулось тепло, как он упал и умер. В это же время стражник по имени Аглаий увидел над мучениками, оставшимися верными Христу, свет непередаваемой красоты. Уверовав, он встал на место ушедшего воина.

Утром вернулись мучители и поняли, что не возымели успеха. Святых вывели на берег и перебили им голени. Тела были сожжены, чтобы их не забрали христиане, а кости брошены в воду.

Через три дня мучеников увидел во сне блаженный Петр, епископ Севастийский. Они просили изнести их из реки. Он нашел святые кости, блестящие в воде, как драгоценные камни, и достал, чтобы похоронить  с честью.

Так претерпели до конца и отдали свои души за Христа сорок отважных воинов, явив для всех нас пример смелости и решимости уповать на Господа до самого смертного часа.

***

В день памяти Сорока Севастийских мучеников православные пекут «жаворонков» – фигурки птичек из постного теста. «Жаворонки» – символ весны, обновления души и приближения Пасхи.

-2

В этот день празднует именины любимый многими схиархимандрит Илий (Ноздрин), чьими молитвами спасаются и обновляются наши души.

Тропарь Севастийским мученикам

Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

---------------

[1] В 2023 году празднование перенесено на 21 марта, из-за того, что пришлось на среду Крестопоклонной седмицы.

[2] Здесь и далее цитируется  Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – М.: Ковчег, 2010.

Подготовила Елена Якушева