То, что Иран уже много лет под довольно жесткими санкциями, ни для кого не секрет. Россия, по сравнению с ним, в самом начале подобного пути.
Тем интереснее обращать внимание на иранский опыт жизни под санкциями, способы их обхода или нейтрализации, насколько успешно удаётся проводить полное импортозамещение в разных сферах: от простого потребления до серьезной наукоёмкой продукции.
И первое, на что любой турист в этом плане обращает свое внимание — авиация. Ведь, так или иначе, в Иран ты прилетаешь на самолёте, и даже взглядом не специалиста делаешь первые выводы.
И что касается самолётов в Иране — они довольно грустные.
Санкции обрушились на Иран после Исламской революции 1979 года и последующего захвата американского посольства в Тегеране.
Они затронули огромное количество различных отраслей промышленности, включая запрет на поставку в Иран новых и б/у самолетов, запчастей и материалов к ним, а также обслуживание компаниями-производителями.
В результате страна на много лет осталась с тем парком техники, которая была у иранских авиакомпаний до 1979 года. Самолеты продолжали летать, но обслуживать и ремонтировать их стало гигантской проблемой, которая усугублялась с каждым годом.
Для понимания, на данный момент в Иране есть около 400 самолетов. Средний их возраст 35+ лет. При этом примерно половина парка давным-давно стоит на земле, будучи изношенным и разобранным на запчасти для поддержания летной годности еще живых самолетов.
И так было аж до 2015 г., когда состоялось заключение ядерной сделки и с Ирана сняли часть санкций. Одним из первых, что сделало тогда иранское правительство, заключило огромные контракты на поставку новых самолётов с Boeing, Airbus и ATR.
Но … не сложилось. Уже через несколько лет сделку отменили, санкции вернули, и обновить парк Иран так и не успел. Всё, что успели иранцы получить — два Airbus A330, один Airbus A321 и 8 небольших турбовинтовых ATR 72-600.
Но это, кстати, не значит, что «новые» самолёты в Иране не появляются.
На самом деле, каждый год, авиапарк крупнейших иранских авиаперевозчиков пополняется несколькими машинами. Они, правда, тоже довольно старые. Их перегоняют в страну по серой схеме через Армению, Казахстан и Таджикистан.
Сначала старый самолёт покупают в тех странах местные небольшие авиакомпании (иногда даже не выполняющие регулярных рейсов). А затем, спустя некоторое время, самолёт оказывается в Иране.
Причем, далеко не всегда для пополнения авиапарка. Нередко — чтобы сразу пойти на запчасти...
Интересно, что в 2019 году Иран очень активно вел переговоры на закупку у России «Суперджетов» и Ту-214, но обе сделки тогда заблокировали США из-за наличия в обеих моделях американских компонентов и технологий.
Так что если в парке иранских компаний и есть российские самолёты, то это совсем древние Ту-154 и Ил-62. Которые, правда, уже не летают после серии авиакатастроф в середине 2010-х...
——————————
Это большая серия сюжетов об Иране и жизни в этой стране.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить публикации!