Была там только проездом. В 1990-е годы. Тогда всё было на грани разрушения, поэтому город совсем не привлек моего внимания. Сегодня в календаре краеведа дата преобразования рабочего поселка Кольчугино в город. Это случилось 20 марта 1931 года.
Своё название город получил по фамилии купца А.Г. Кольчугина, который в 1871 году во Владимирской губернии основал «медно-латунное заведение» и рабочий поселок. Со временем вырос город, который очень много сделал для развития советской промышленности, особенно героически показал себя в годы Великой Отечественной войны. Большая часть его производства была вывезена на Восток. Много мужчин ушло на фронт, а значительная часть отправлена в эвакуацию, чтобы наладить производство. Один из эшелонов попал под бомбардировку. Много погибло гражданских людей.
После того, как в декабре 1941 года и январе 1942 года Красная Армия нанесла сокрушительный удар под Москвой, было решено приступить к восстановлению завода. Восстанавливать кольчугинский завод решено было на базе оборудования завода «Красный Выборжец», директором которого был в то время Е.Б. Задов.
Через Ладожское озеро вывозилось оборудование из блокадного Ленинграда, его размещали на заводских площадках.
"Первый эшелон из Ленинграда встречали 28 августа 1942 года. Разгрузка началась немедленно. К тому времени нам удалось сколотить небольшой коллектив, в основном из пенсионеров и подростков. На них и легла вся тяжесть восстановления завода. 43-тонные детали перемещали при помощи единственной трехтонной лебедки. Работали день и ночь" (из воспоминаний Е. Б. Задова)
К концу 1942 года удалось освоить большой объем капиталовложений. В литейном, трубоволочильном, энергетическом, ремонтно-строительном и ремонтно-механическом цехах за это время поступили в эксплуатацию 185 единиц оборудования. В 1942 году завод дал продукцию на несколько миллионов рублей. В том числе примерно на полмиллиона трубной продукции. Это был настоящий подвиг возрождающегося предприятия.
Был и военный подвиг кольчугинцев. Из призванных на фронт 12 тысяч горожан более 4000 полегло в боях за свою родину.
В городе работал аэроклуб, который готовил летчиков. В период с 1938 по 1942 годы было подготовлено более 300 летчиков, многие из которых по путевкам были направлены в военные и гражданские летные училища, после окончания которых воевали в истребительных, штурмовых и бомбардировочных полках, а также гражданской авиации, перевозя раненых с фронтов в тыл, обслуживая тыловое обеспечение оборонных заводов и т.д.
В авиационных истребительных полках воевали: В.И. Веденеев, А.Е Максимов, А.А. Балалуев, С.Г. Никулин, С.С. Урванов, И.И. Кленов, И.А Звонарев, А.И. Симонов, В.Г. Обиралов, К.К. Арзамасцев, П.В. Утенков, Б.И. Кузнецов, В. Рыжов, А. Осипов, А. Брагин, А. Григорьев и другие.
Летчиками штурмовой авиации были: В.Ф Сперанский, П.А. Рачков, К.П. Шибалов, М.И. Толстова, П.П. Корсаков, А.И. Кожин: бомбардировочной: А.А. Шмелев, Н.А. Кузнецов, С.А. Смирнов; транспортной авиации М.Е. Сахаров. Пилотами штурмовой авиации были всего две женщины в СССР, одна из них из Кольчугино - М.И. Толстова.
В наши дни город-труженик жив, там много разных производственных предприятий. Славится же он больше всего своей продукцией для каждой семьи - это столовые приборы, оригинальные чайники, подстаканники, сувениры....