Найти в Дзене
Таков уж мой путь

Убийство Иванова Ивана Ивановича. "Бесы" Достоевского и Тимирязевский парк

Сельскохозяйственная академия в Москве известна не только великим учёными-выпускниками и именем Вавилова. Печально знаменита она студентами-революционерами которые решили начать вершить внутрипартийный террор, до того как это стало мейнстримом, позже, в XX веке. Не долго думая местом очищения они избрали грот в парке Академии. Заманив под видом передачи подпольного печатного станка, убийцы безжалостно расправились со своим собратом. Убитого студента-революционера звали очень примечательно: Иванов Иван Иванович. Реальность выкидывает коленца не хуже забористого треш романа. В этом деле очень много сочного. Чего стоит одна личность Нечаева. Мистификатор, он пытался этим убийством сплотить ряды своего тайного сообщества. Его "Катехизис Революционера", заложенные в нем принципы, были предтечей "взрослой" и по-настоящему безжалостной революции. Прославляемый в советское время, сейчас над ним часто насмехаются энтузиасты и историки новой волны. Но нельзя отнять у этого человека его волю и
Ректорат ТСХА. Вид с парка.
Ректорат ТСХА. Вид с парка.

Сельскохозяйственная академия в Москве известна не только великим учёными-выпускниками и именем Вавилова. Печально знаменита она студентами-революционерами которые решили начать вершить внутрипартийный террор, до того как это стало мейнстримом, позже, в XX веке. Не долго думая местом очищения они избрали грот в парке Академии. Заманив под видом передачи подпольного печатного станка, убийцы безжалостно расправились со своим собратом.

Убитого студента-революционера звали очень примечательно: Иванов Иван Иванович. Реальность выкидывает коленца не хуже забористого треш романа.

В этом деле очень много сочного. Чего стоит одна личность Нечаева. Мистификатор, он пытался этим убийством сплотить ряды своего тайного сообщества. Его "Катехизис Революционера", заложенные в нем принципы, были предтечей "взрослой" и по-настоящему безжалостной революции. Прославляемый в советское время, сейчас над ним часто насмехаются энтузиасты и историки новой волны. Но нельзя отнять у этого человека его волю и энергию, умение очаровывать людей. Умер он ровно через 13 лет в Петропавловской тюрьме, точно в день убийства Иванова. Духовно сломать системе его так и не удалось.

5 корпус ТСХА
5 корпус ТСХА

Имперская жандармерия тогда умела ловить мышей. Дело довольно ловко распутали, вычислили всю революционную ячейку, достали Нечаева из Швейцарии. Но и убийство произвели неловко. Сначала пытались душить шарфом. Потом били по голове пистолетом и застрелили. Грязно и нерешительно возились в сумеречном гроте, оставили на месте улики. В пальто одного из убийц, Кузнецова, завернули тело, но забыли вытащить записки из кармана... Труп затащили в полынью на пруду. Но кровавые следы идущие к воде скоро привлекли внимание местных крестьян. Они не знали, что тут орудуют их освободители и доложили о своей находке полиции.

Эта движуха и стала толчком к написанию Достоевским "Бесов". Он был детально ознакомлен с делом. К тому же у него были родственники, учащиеся академии, кто непосредственно общался с убийцами.

В парке сохранился грот. Я посетил его, в надежде окунутся в атмосферу молодости революции и её первых робких экспериментов. Грот как оказалось не тот, в котором произошло убийство. Его разрушили практически сразу же после суда, во избежание романтизирования места.

Грот в Тимирязевском парке
Грот в Тимирязевском парке

Но это был похожй грот, возможно даже близнец разрушенного. Снаружи грот разрисован граффити. Заделанные решётками проёмы. Одна из них выломана. Хорошо сохранились кирпичные своды. Я проникался и думал. Живя сорок восемь тысяч дней назад, или 133 лет, кем я был бы в тот момент, случись мне побывать в этой истории. Революционером-убийцей, жертвой, крестьянином или жандармом?

Сейчас после бурь революций, в целом спокойном времени, хотя бы говоря про жизнь Москвы, семейная пара на лыжах отдыхает и веселится, подставляет лица яркому мартовскому солнцу. Травоядные прогулочные группы взбираются на грот по рыхлому снегу. Умиротворённые пенсионеры шагают с норвежскими палками по дорожке. Но где-то рядом, возможно совсем близко, у кого-то в груди из прохожих тлеет нечаявский огонёк, готовый разгореться неистовым пламенем разрушения.

Мой телеграм канал