Найти в Дзене
Вехи Синематографа

Про кино. Фильм Лоуренса Оливье "Ричард третий" 1955 год

Лоуренс Оливье, или как правильнее сказать сэр Лоуренс - один из лучших постановщиков Шекспира в кинематографе. Почему один из лучших, а не лучший? А потому что многие лучшие. Когда смотришь фильмы нашего Козинцева, кажется, что лучшего Гамлета и Короля Лира и представить невозможно. Потом видишь кинопостановки Орсона Уэллса и тоже восторг. Фильмы Куросавы с самурайским колоритом и темпераментом такие ошеломительные. Его "Трон в крови" (Макбет) и "Ран" (Король Лир) уже незабываемая классика. Даже "Макбет" Романа Полански - жестокий и беспощадный - надолго впечатляет. Перечислять можно бесконечно, потому как Уильяма нашего Шекспира экранизировали бесчисленное количество раз. 

Но сегодня вспомнился именно этот фильм. Режиссер, он же исполнитель главной роли - англичанин, так же как и Шекспир. Вероятно, носителю языка великого классика подвластны все полутона поэзии, о которых мы можем судить только по переводам. Поэтому его фильмы так органичны. "Ричард третий" - шедевр по всем направлениям. Красивейшее костюмное действо - декорации и наряды безоглядно уносят в середину 15-го века. Блестящий приём режиссера, когда произнося свои монологи Ричард смотрит в камеру, то есть в лицо зрителю. И когда он нам рассказывает обо всех подлостях и мерзостях, которые намеревается совершить, то тут мы сопереживаем совсем иначе. Высокий и статный Лоуренс Оливье перевоплотился в елейно-плюгавого, даже уродливого злодея. Превосходный образ! Кроме того в фильме заняты лучшие мэтры английского экрана: Харвик, Гилгуд, Ричардсон, молодой Стэнли Бейкер, наконец. Что ни имя, то легенда...

И несколько цитат навскидочку:

"Ведь совесть — слово, созданное трусом. Чтоб сильных напугать и остеречь. Кулак нам — совесть, и закон нам — меч."

"Коня, коня, всё царство за коня!"

И моё любимое:

"И зверю дикому не чуждо сострадание, его не знаю я, а значит я не зверь."

-2
-3
-4