Найти тему

Дно

Скриншот с сайта edu.gov.ru
Скриншот с сайта edu.gov.ru

Как-то я закрутился со своими полевыми делами и чуть-чуть запустил блог. И не только блог, но и отслеживание инициатив нашего министерства. А тут вернулся из полей, и сразу прилетело всего и много.

Еще несколько лет назад я писал статью о так называемом проекте «Лучшая сотня», приуроченном к празднованию Дня Победы в 2020 году. Уже тогда вызывала недоумение способность наших образовательных чиновников выбирать названия. Аналогия прослеживалась не очень хорошая. Мне тогда в нашем любимом департаменте заявили, что я как то животное «везде грязь найду». Мол, ничего общего, и параллели неуместны. Потом часть этих Московских чиновников плавно переехало в большое министерство и на какое-то время притихло. Но, как я понимаю, ненадолго. И вот их новый продукт – «Без срока давности». Мне совершенно искренне интересно, а что в голове у этих людей? Какой педагогический, образовательный и воспитательный смысл вкладывается в этот проект? Читаем Цели и задачи конкурса:

«Конкурс проводится в целях формирования и (или) развития у обучающихся исследовательских навыков посредством изучения источников исторической памяти о драматических событиях в жизни мирного населения на территории РСФСР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также умений представлять результаты проектной деятельности.»

Почему РСФСР? В Великой Отечественной Войне принимал участие СССР. А что, преступления фашистов на территории Украины или Прибалтики не в счет? А шахты на Донбассе, забитые десятками тысяч тел замученных нацистами людей, можно не замечать? Да и словосочетание «драматические события» – какая-то театральщина. Трагические события! В этой связи, также достаточно странно выглядят Задачи:

«Задачами Конкурса являются:
формирование навыков поисковой работы и источниковедческого анализа архивных документов и периодической печати;
повышение культуры изучения источников личного происхождения (мемуаров, дневников, писем);
обучение выявлению в произведениях искусства военного времени объективной исторической информации;
развитие критического мышления в оценке содержания послевоенной массовой культуры;
формирование навыков анализа мемориальных комплексов и (или) памятников (памятных знаков, досок и т. п.);
обучение методике историко-социологических исследований (через проведение интервью и анкетирования сверстников);
формирование и (или) развитие у обучающихся умений представлять результаты проектной деятельности.»

Читая Задачи, ощущаешь себя если не идиотом, то очень близким к этому состоянию. Какой «источниковедческий анализ» в 8 – 11 классе? Кто их этому обучил? А самое главное, кто пустит школьника в архив? Особенно учитывая, что архивы, связанные с военными преступлениями, как правило, все закрытые. Мне вот искренне интересно, а сама мадам Васильева со своими школьниками много в таких архивах сидела?

Знаете, в погоне за похвалой высшего руководства страны, наши образовательные чиновники окончательно теряют берега. Ну хочется вам сделать отдельно раздел о военных преступлениях, ну добавьте его в «Отечество». А лучше включите в обязательную программу просмотр фильмов «Иди и смотри», «Обыкновенный фашизм», ту же «Хатынь, 5км.» 1968 года и ряда других. Это гораздо больше будет способствовать пониманию учениками преступлений нацистов на территории нашей страны. Кстати, Татьяна Викторовна Васильева, будучи заместителем руководителя Департамента образования и науки города Москвы, в свое время устроила мне публичную выволочку из-за жалобы родителей на то, что я показал детям в 11 классе фильм «Иди и смотри». Много она тогда наговорила про детскую психику, про неоднозначность оценок и так далее. Мне вот интересно, она когда была искренней - тогда или сейчас? Или должность подразумевает гибкость сознания в зависимости от входящих установок?

Когда-то мне с товарищем повезло поработать в архивах ФСБ над материалами и уголовными делами по поиску нацистских преступников. Часть материалов мы с ним обработали и выпустили под псевдонимом книгу «Цена Измены». Потом товарищ выпустил книгу о работе сотрудников контрразведки во время Великой Отечественной Войны «Сталь Севера». Еще часть материалов обработана и лежит в виде набросков еще двух книг о нацистских преступниках и о сотрудниках - тогда КГБ, - совершавших не меньший подвиг по их поиску.

Подобная работа подразумевает определенный уровень знаний и подготовки, и уж никак не может быть сделана учениками 8 – 11 классов. Если, конечно, не ставится целью простое переписывание чужих текстов. Точнее не переписывание, а создание видеороликов.

Скриншот положения.
Скриншот положения.

Никто не отрицает того, что учащиеся должны знать о преступлениях, совершенных против мирного населения в годы войны. Есть огромное количество работ на эту тему. И возникает вопрос, а что они хотят воспитать в подрастающем поколении – патриотизм или ненависть? Если патриотизм, то какой-то очень странный инструмент выбран.

Если уж вы хотите проектной деятельности, то выделите деньги на Поисковые отряды, занятые тем, что ищут, а потом организовывают захоронение наших солдат. Поменяйте в отношении Поискового движения законодательную базу.

Профанация и начетничество в воспитательной работе нашего министерства - это уже их своеобразная визитная карточка. Нет, я понимаю, что Бугаев не историк, он специалист по промышленным мясорубкам, для него тонкости и нюансы педагогической работы - тайна за семью печатями. Но Васильева - историк по образованию, даже в школе несколько лет проработала. Что в голове у этих людей?

Я не призываю забыть и простить преступления против нашего народа, такое прощать и забывать нельзя! Но работать с этим надо очень аккуратно! Впрочем, аккуратность и наше министерство – это несовместимые понятия. На их фоне слон в посудной лавке – образец элегантности!