Семинарист учится в семинарии, желает стать священником. Выбирает быть «белым» священником, не монахом. Задумывается о создании семьи. Начинает встречаться и знакомиться с девушкой.
С другой стороны, и некоторые девушки приглядываются именно к семинаристам, будущим батюшкам. Хотят выйти именно за священника. Стать попадьей, матушкой. Прилагая для этого массу разных способов. И гуляют с семинаристами, и становятся активными прихожанками в храмах молодого неженатого батюшки, и многое другое.
Такое движение поиска со стороны девушек замужества с будущим священником получило народное название ХБМ (хочу быть матушкой). Иногда встречается название и ХСМ (хочу стать матушкой).
Что привлекает или напротив отталкивает девушек в движении ХБМ?
Приведу три истории, с которыми познакомился.
История ХБМ первая.
Девушка стала встречаться с семинаристом. Ей нравился он как человек. Но смущало то, что он будет священником. Она, как раз, была против движения ХБМ и совсем не хотела ХБМ. Девушка понимала, что священник очень подневольное лицо в жесткой церковной среде. Его могут направить в любой приход. Конечно, хорошо, если в Москве или Санкт Петербурге. Еще лучше, если в Америку, Канаду, на Запад. Но туда не всем дорога заказана. Есть особые, "по блату", как и везде. А если куда-нибудь в Заполярье или Забайкалье, в сибирскую деревню в 10 домов с полуграмотными и полуслепыми бабушками?
Она молода, ей нравится городская жизнь.
Семинарист и сам понимал перспективы. Ему нравилась девушка. Он не соврал ей, когда сказал, что подумывает уйти из семинарии, получить гражданскую специальность, работать по ней.
Девушка поверила ему, надеясь, что так и будет. Ей не нужен священник, ей нужен он. Человек, мужчина.
Но семинарист оказался сыном священника. Отец имел на него влияние. Убедил его остаться в семинарии и стать священником. Парень остался. Пришлось расстаться с этой девушкой. Душевно было больно.
Но отец утешил и здесь. Он совершил почти беспроигрышный вариант – познакомил его с дочерью другого священника. Та девушка воспитывалась в традиции ХБМ, ей было близко. У них срослось.
Первая девушка, с обманутыми ожиданиями, немного сожалела, что произошло все так, но потом несколько раз благодарно перекрестилась: слава Богу, что так. Не ХБМ.
История ХБМ вторая.
Говорят, что на поиск мужа священника нередко направляются девушки с не очень чистой судьбой, с особым типом, желая укрыться в жизни матушки.
Понимая, что священник скован по рукам и ногам и гулять не будет. Небезопасно это для сана. А если девушка (жена священника) сама загуляет, то раздувать из этого скандал не будет, замнет. Потому что он вынужден будет развестись с ней, но это чревато последствиями и для него. Брак ведь венчанный. Он не сможет повторно жениться, если священник. Не знаю, насколько это именно так. История о другом.
У одной девушки был парень, которого она любила в школе. Он был старше ее на 2 года. Уже в последнем классе школы, они стали жить интимной жизнью. Девушка была с серьезными намерениями, хотела жениться и ожидала, что дело идет к их свадьбе. Но парень подумал иначе. Они расстались. Ей было больно от этого, она расценивала поступок своего молодого человека, как предательство. Но в ней остался живым мотив выйти замуж за надежного человека, создать устойчивую семью. Да, сейчас время такое социальное: подженился – развелся, узаконенное блудодеяние. Велика ли беда? Экспериментировать надо. Но ей это было неприемлемо.
Интуитивно, верно по наитию Бога, девушка стала встречаться с семинаристом, будущим батюшкой. А в ее сознании и душе уже был мотив ХБМ.
Они поженились. Венчались, как положено. Священник взял ее не девственницей, но не посмотрел на это. Ошибки у всех бывают. Он поверил ей.
У них создалась хорошая семья. Двое детей. Их семья – малая церковь.
Ей нравится быть матерью детей, женой священника и матушкой. Все размеренно, упорядоченно, стабильно. Как ей и хотелось.
Она не жалеет об этом шаге. Благо, что и приход большой, хороший. Да, разные люди попадаются и пересуды бывают всякие. Люди не ангелы. Но они с мужем не подают поводов для сплетен. Некогда. Дел полно всяких.
Да, муж много отдает времени и сил служению, но это не мешает тому, чтобы все было хорошо у них. У мужа хорошие отношения с благочинным и вероятность того, что их переведут на другой приход невелика.
История ХБМ третья.
Случай из жития святителя Иоанна Шанхайского (1896-1966).
Один человек хотел принять священнический сан и уже был женат. Жена была категорически против этого шага. Она была не ХБМ.
Парадоксально вот что. Сама она росла в семье священника, знала эту жизнь изнутри и находила ее очень неинтересной, нудной и рутинной. Она знала не по наслышке, что такое «быть матушкой», видя жизнь своей матери. И ни за какие блага, ни за какие деньги не хотела стать матушкой. Просто категорично.
Муж, желавший стать священником, попросил помощи в этом вопросе у богомудрого святителя Иоанна Шанхайского, известного многими своими делами как чудотворец.
Святой Иоанн поговорил с ней и сказал ей, что если она не смирится с выбором мужа, то ее ждет болезнь. Женщина была не из трусливого десятка, твердая в решениях, и ответила святителю, что лучше болезнь, чем крест матушки. И не совершила этот выбор.
Послесловие.
Не хочу делать своих выводов по теме. Представил вам на обсуждение сами истории.
Если хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях.