Режиссёр о том, чего не хватает после ВУЗа, почему получив диплом, ты не становишься режиссёром, почему документальное кино снимать проще, чем игровое и как измерить масштаб его работы.
1. Здравствуй. Представься, пожалуйста.
Кирилл Власенко.
2. Опиши свою профессию 5 словами.
Ой, сложные у тебя вопросы.
Первое слово – Отбор. Когда ты работаешь над фильмом, на всех стадиях проекта ты занимаешься отбором. Отбором людей в команде, актёров, материала, который сняли. В монтаже есть такое понятие. Когда из фильма больше нечего выкинуть – он готов. Отбор – это естественный процесс всех профессий, связанных с искусством. Скульптор, выдалбливая скульптуру, занимается отбором. Из монолитного камня он высекает произведение искусства, отбрасывая всё лишнее.
Второе слово… Опыт. Режиссура – это опыт. Обычно мы поступаем в ВУЗ сразу после школы, будучи ещё детьми. У преподавателей есть мнение, что на режиссуру надо поступать уже с каким-то жизненным опытом, лет в 30. Что надо иметь за плечами уже, как минимум, какое-то одно высшее образование. Поэтому, второе слово – это жизненный опыт или просто опыт.
Третье…Выгорание. Наверное, это один из не позитивных моментов. Когда ты эмоционально выгораешь. Делая фильм, особенно документальное кино, ты можешь работать над ним и 5, и 8 лет. Я снимал фильм про спасателей 2 года. Поэтому у тебя должно быть очень много терпения, чтобы за это время не выгореть. Тяжело держать одну идею у себя в голове столько времени, тяжело её воплощать в жизнь. Поэтому – выгорание.
Четвертое слово, вернее, словосочетание – в постоянном поиске. В постоянном поиске себя, работы, потому что режиссёр – это не штатная единица. За исключением каких-либо продакшнов, режиссёра не держат в штате. Тебя нанимают на какой-то проект, ты ведешь его, и он заканчивается. И ты опять оказываешься в свободном плаванье, опять в поиске работы. Это сложно, нет стабильности.
Можно ещё по-другому понять это словосочетание. В поиске себя. Если режиссёр снимает документальное кино, зритель смотрит кино через призму восприятия режиссёра. Он самовыражается, при помощи этого фильма в том числе. Режиссёр в постоянном поиске идей, самовыражения.
Пятое слово, самое главное. Это зрители. Потому что без зрителей нет никакого смысла делать то, чему мы учились все эти годы. Зрители – это главная награда. Они то, ради чего всё это делается. Без зрителей нет кино.
3. В каком учебном заведении ты учился и на какую специальность?
Я учился в Белорусской государственной академии искусств на факультете «Экранных искусств» по специальности «Режиссёр кино и телевидения».
4. Почему ты выбрал именно эту специальность и этот ВУЗ?
Потому что я с детства любил снимать видео, дурачиться и делать какие-то переозвучки. Со школы меня интересовал монтаж, я делал любительские видеоролики. У меня была камера, на которую я снимал школьную жизнь, походы и всякие дурацкие фильмы. С каждым годом видео были всё лучше и лучше.
Но были нюансы. Друзья моих родителей говорили им, что это творческая профессия, она, возможно, будет безденежной, отговаривали. Но родители у меня достаточно лояльные. Они говорили: «Это твой выбор, делай, мы тебя поддержим». Знаешь, обычно в семьях родители заставляют детей идти по их стопам, у меня есть масса примеров. Но я пошёл туда, куда хотел. И не пожалел. Сама учеба – это один из лучших этапов моей жизни. Я в школе был двоечником-троечником, а в академии я был лучшим на курсе. Потому что мне нравилось то, чем я занимаюсь. Мои работы всегда участвовали в каких-то высоких конкурсах и кинофестивалях.
5. Здорово, что тебя поддержали родители. Потому что, как ты отметил, это действительно редкость в современном мире. Ты сейчас работаешь по своей специальности или как-то с ней связан?
Да, работаю.
6. Как давно ты уже работаешь по своей специальности?
Я всегда работал по своей специальности. Были, конечно, попытки бросить всё и заняться чем-то другим. Но это было в моменты моего выгорания. В основном я работаю только по профессии, потому что я больше ничего не умею.
7. А если брать временной промежуток, то ты с какого-то курса работаешь по специальности? Или начал уже после того, как закончил учёбу?
Я с третьего курса устроился в продакшн. Это частная компания, она предоставляет услуги команды, которая может снять профессиональную рекламу. Мы там снимали реалити-шоу. В этой компании я проработал где-то год.
В основном я работаю видеографом. Видеограф – это частная единица, работающая на себя, либо с небольшой командой таких же видеографов, предоставляющих услуги коммерческих видео. Зачастую видеографы и операторы, и монтажёры.
8. Каково твоё впечатление от режиссуры?
Положительное. Я учился на режиссёра, но я не снимал большого кино. Как определить успех? Моя работа может быть разной по масштабу. Ты можешь снимать российские сериалы, можешь снимать дорогое российское кино, продюсерское, с огромными бюджетами, или работать в Голливуде. А можешь работать видеографом, который, кстати, тоже может хорошо зарабатывать на свадьбах. Но можно ли назвать это режиссурой?
Когда я вышел из академии, то оказался в свободном плаванье и понял, что надо зарабатывать. Для этого надо чётко определить, что я вынес из своей учёбы, мои навыки и умения. Я умею монтировать, умею снимать – это операторское мастерство. И это мастерство надо постоянно повышать. Ты не просто взял камеру и начал снимать, её надо изучить, надо постоянно повышать скилл, обрастать техникой, а эта техника не очень дешёвая. Из режиссёра ты превращаешься в оператора, так услуги легче продать. Потом, спустя какое-то время, сам не замечаешь, как скатываешься во что-то нишевое, снимая утренники и love story.
Когда у тебя есть клиент, который хочет, чтобы ты снял ему свадьбу, то ты не представляешься режиссёром, ты говоришь: «Я видеограф», потому что людям так понятнее. Режиссура – это более тонкая материя. Режиссёр с английского «Director», то есть главный на площадке. Это человек, который руководит огромным процессом огромного производства. А когда ты видеограф – ты один в поле воин, отвечающий за всё.
Ты должен уметь монтировать видео, снимать, работать на площадке, быстро реагировать и уметь вести репортажную съемку.
Но, на самом деле, это очень полезно, когда человек обладает всеми навыками, даже когда он работает в команде. Все процессы между собой взаимосвязаны. Режиссёр, безусловно, должен уметь всё. Он должен понимать азы всех смежных специальностей: операторское мастерство, актёрское мастерство, сценарное мастерство. Понимать, как работать с музыкой и разбираться в психологии, философии. Иметь свой стиль. Уметь быть руководителем, понимать процесс создания кино и сериалов от и до. Предпродакшн, продакшн, постпродакшн. Режиссёр работает на всех этих этапах. А оператор, например, работает только на продакшне. Режиссёр проносит весь этот процесс сквозь себя, он является создателем фильма, идейным вдохновителем. Каким он задумал кино, таким оно и должно получиться. Идею и своё видение ему необходимо донести всем участникам процесса.
И ты в итоге никогда не угадаешь, каким фильм получится, гениальным или нет. И он получился гениальным благодаря гениальному режиссёру или благодаря команде? Это же коллективная работа. Но режиссура – это вещь, которую очень сложно прощупать, очень сложно понять, её не должно быть заметно для зрителя на экране. Это такая магия, которая воздействует на людей и вызывает у них эмоции.
9. Назови 5 вещей, которые тебе нравятся в твоей работе.
1) Давай не будем лукавить. Все режиссёры – нарциссы. Когда итог твоей работы показывают на огромном экране – это же высшая степень нарциссизма. Люди специально собираются в кинотеатре, чтобы на огромном полотне посмотреть твою работу. Именно на таких показах, за минуту до начала фильма, у тебя происходит прозрение, и ты осознаёшь ценность всей своей работы. Иногда именно в этот момент хочется всё исправить или не хочется исправлять ничего и просто наслаждаться показом. Это самая волнительная часть нашей профессии. Встреча со зрителями.
2) А когда это кино ещё нравится людям, они этим воодушевляются, им это помогает, они плачут. В эти моменты ты чувствуешь себя самым счастливым человеком.
3) Работать над своими творческими проектами.
4) Мне нравится, что это не математика с точными формулами. Мне нравится простор и свобода в творчестве.
5) Что результат моей работы фиксируется. Всё, что я делаю, можно пощупать, пересмотреть. Я сделал документальный фильм, он описывает, как мы путешествовали по Уралу. И ты спустя много лет можешь посмотреть и вспомнить, как создавался тот или иной проект. И этот опыт накапливается. Я держу все свои архивы в идеальном порядке, потому что я часто какие-то моменты пересматриваю и вспоминаю.
10. О плюсах поговорили, теперь назови главные минусы твоей специальности.
Это очень специфическая работа. В регионах попасть в киноиндустрию невозможно, её там просто нет. Единственный путь – это переезд в столицу или более крупные города. Также можно связать свою жизнь с региональным телевидением.
Когда ты получаешь диплом, там написано «Режиссёр кино и телевидения», но по факту таковым ты не являешься. Как я уже говорил, режиссёр — это «директор».
А устраиваясь на работу, ты же не сразу становишься директором, правильно? Вряд ли тебя кто-то сразу поставит на руководящую должность, управлять каким-то важным проектом. В этом и проблема. Режиссером нужно стать, даже если ты отучился на эту профессию. Этого надо добиться.
Если ты хочешь работать в кино, ты должен сначала пойти работать хлопушкой (тот, кто щелкает в начале кадра перед камерой) или на многих других нишевых должностях отработать, прежде чем подняться по карьерной лестнице.
Просто так тебя никто на должность режиссёра не поставит. Ты должен либо сам создать проект, написать сценарий, защититься, отпичинговаться. Пичинг – это когда ты презентуешь свой проект, и тебе дают финансирование. Ты проходишь все эти круги ада, чтобы стать режиссером своего фильма, взять всё в свои руки, найти финансирование, стать продюсером своего проекта. Либо ты наёмный режиссёр, но тут у тебя должно быть своё имя. Это существенный минус.
По выходу из академии ты режиссёром не становишься. Ты просто имеешь корочку, что ты отучился. Но, по факту, опыта у тебя 0. Вот, собственно, и главная проблема всех этих вузов. Нас учат ремеслу, но не учат, как на этом ремесле зарабатывать. Хотя, на самом деле, всё очень сильно зависит от мастера (художественного руководителя). Если у него есть знакомства и связи, это может тебе помочь. Они очень важны.
11. Почему ты снимаешь документальное кино?
Всё очень просто, потому что игровое кино (с актерами) – это большой коммерческий продукт. Для съемок которого нужны деньги, нужен продюсер, компания, с которой ты будешь сотрудничать. Это штат людей, и ты не можешь сделать всё это один.
А документальное кино можно снимать и одному. Тут не нужна большая команда людей. Можно получить финансирование, например, в Министерстве культуры. В таком случае ты сам составляешь смету, прописываешь себе какую-то зарплату, деньги на технику. Это вполне реально, зарабатывать и снимать документальное кино.
12. То есть, документально кино проще снять, потому что для него не нужна большая команда?
Документальное кино, безусловно, проще снимается, проще его организовать. Оно проще технически. Но по творчеству оно не менее сложное и не менее важное. Тут тоже вопрос, как на нём зарабатывать. Я снял 4 документальных короткометражных фильма, но я их снимал, по сути, для себя. То есть это моё портфолио. А основной заработок – это коммерция. Снял-сдал, снял-сдал. Я даже зачастую не сохраняю эти ролики. А когда речь идёт о моих творческих проектах, естественно, как их продвигать? Это кинофестивали. Есть разные пути. Если фильм действительно хорош, он взял много наград, тебя могут опубликовать в онлайн-кинотеатрах. С этого можно получить доход. Либо ты снимаешь документальные фильмы целенаправленно для каких-то телеканалов. Это тоже заработок. Это все пути заработка, если ты хочешь зарабатывать на документальных фильмах. Поэтому проще, если честно, пойти работать видеографом. С моими навыками можно заняться блогерской деятельностью. На самом деле, можно много чем зарабатывать, если быть достаточно гибким и уметь лавировать.
Если мы говорим про игровые фильмы, они зарабатывают только с кинопоказов в кинотеатрах и стриминговых платформах. Зачастую режиссёр с этого ничего не имеет. Получает гонорар, обусловленный сметой, а потом все деньги получает продюсерская компания. Актёры точно так же. Получают определённый договором гонорар, а фильм может собрать миллионы. То есть тебя нанимают, как человека, который должен сделать свою работу. Если ты сделал её хорошо, то твоя работа может стать шедевром, но твой шедевр тебе не принадлежит. Ты свою работу сделал. Но таким способом ты можешь сделать себе имя.
13. Было ли у тебя ощущение, что у тебя недостаточно информации о твоей работе или о том, как её делать?
Нет, были другие ощущения. Когда я устроился в продакшн, были моменты, когда работа была не структурирована между людьми, отделами и процессами. Думаю, в других профессиях тоже это есть.
По поводу обучения: мне не всё нравилось в процессе. Было ощущение, что не хватало профессионализма некоторых педагогов. Мы, как молодое поколение, больше знали в техническом плане, чем преподаватели. Я не говорю о драматургии и режиссуре. Это была хорошая школа. Но мне не нравилась именно практическая работа. Не хватало техники, чтобы снимать, выполнять курсовые задания.
14. Как ты думаешь, это твоя профессия «на всю жизнь»?
Сложный вопрос, потому что мы живём в таком мире, когда всё меняется очень быстро. Представь, человек учился на журналиста, кинокритика, переводчика или ещё кого-то, а тут раз, вышел искусственный интеллект, который выдаёт профессионально сгенерированные тексты. Поэтому я не уверен на 100%, что в будущем искусственный интеллект не заменит монтаж видео. Человек что-то снял, закинул в папку, а ИИ всё смонтировал.
Если я пойму, что я не могу себя обеспечить, что это какой-то тупик, мне кажется, всё возможно.
Моя профессия в любом случае всегда останется со мной и при мне. Навыки монтажа у меня никуда не пропадут. А перестану ли я снимать видео про себя, свои путешествия, свою жизнь – нет, не перестану. Я буду этим увлекаться. Это и хобби, и способ заработка.
15. Дай совет тем, кто хочет связать свою жизнь с режиссурой.
Беги, Форест, беги.
Ты можешь бежать подальше от этой профессии, а можешь бежать навстречу своей мечте. Если ты мечтаешь об этом, как я мечтал, то это не самый плохой выбор. Это никуда не уйдет от тебя, с тобой останется. Если тебя жизнь заставит, ты в любом случае найдешь способы заработка.
Могу ли я назвать себя режиссером? Да, могу. Когда я представляюсь кому-то, и меня спрашивают о работе, я отвечаю, что я режиссёр. Потому что я могу, я умею, мне это нравится. Я вкладываю в свои проекты свои чувства, мысли и эмоции.
16. Спасибо тебе большое за интервью. Надеюсь, следующее интервью ты дашь, когда уже прославишься.
Спасибо!
Ссылка на авторский полнометражный документальный фильм Кирилла Власенко и Катерины Чурбаковой:
Про что: Участники кинолаборатории «Местные» Кирилл и Катерина приехали на Урал в город Сысерть с целью снять документальное кино про местных жителей Урала и их культуру. Однако, после несколько отснятых эпизодов про местных художников, режиссёры понимают, что тема местных так и не раскрыта. Возникает безумная идея самим стать героями фильма, бросить заранее подготовленные сценарии и отправиться в путешествие автостопом по Уралу. В поиске кадров для фотопроекта, герои заново открывают для себя Россию, знакомятся с местными жителями и неожиданно для себя, находят ответы на многие вопросы.