Самое обсуждаемое событие ближайших дней – визит Си Цзиньпиня в Россию. Не буду писать о его важности и всех возможных последствиях. Кажется, всем понятен масштаб происходящего в контексте складывающейся мировой политической ситуации. Интересуют другие вопросы:
1) В какой степени наша страна зависит/будет зависеть от Китая?
2) Как так получилось, что за последние 30-50 лет Россия и Китай поменялись местами?
Полагаю, что предположения от том, что Россия находится практически в вассальной зависимости от Китая сильно искажают реальное положение дел. Самое очевидное: Россия не предупреждала Китай о начале СВО. Так могло поступить только независимое государство. Следующая банальная причина – наличие ядерного оружия. Когда наш условный чемоданчик будет лежать не в Москве, а в Пекине, тогда и можно будет говорить о высокой степени зависимости. В дополнение, не наблюдается широкое проникновение китайских компаний на российский рынок. Они не контролируют ни ресурсы, ни критическую в т.ч. транспортную инфраструктуру. В 2022 г. Китай инвестировал в 1,5 раза больше в страны СНГ, нежели чем в Россию. Довольно говорящая цифра. Ещё один обсуждаемый и острый момент – ползучая китаификация Дальнего Востока. Для начала предлагаю ответить на вопрос: в каком регионе мира "присутствие" Китая в последние десятилетия не увеличилось? Ни в каком. Страна, претендующая на звание "сверхдержавы", непременно будет укреплять старые и налаживать новые экономические, политические и военные связи. При этом данный процесс может быть взаимовыгодным дня всех сторон. Вернёмся к нашему вопросу. Не вызывает сомнений, что присутствие КНР в форме бизнеса/рабочей силы в данном регионе нашей страны увеличилось. Однако насколько оно критическое? Допускаю, что не настолько, чтобы алармировать. Безусловно необходимо грамотно вести экономическую и демографическую политику и давать по рукам, там где это нужно делать. С другой стороны, точно не нужно полностью ограничивать деятельность китайских акторов. Важен баланс. Однако удастся его соблюсти не только в этом частном вопросе, но и в целом? Довольно сложно выстроить отношения с партнёром на равных, когда он в десятки раз мощнее тебя. Углубляя взаимоотношения с Китаем, мы рискуем попасть в "мягкую" экономическую, технологическую зависимость. За ней может последовать политическая. В. Путин в своей статье, опубликованной в "Жэньминь Жибао" накануне визита Си Цзиньпиня, отмечает:
Российско-китайские отношения вышли на наивысший за всю их историю уровень и продолжают крепнуть, по своему качеству они превосходят военно-политические союзы времён холодной войны, в них нет ведущего и ведомого, нет каких-либо ограничителей или запретных тем.
Уверен, что данный тезис добавлен далеко не ради красного словца. Руководство осознаёт риски возможной зависимости. Получится ли у него её избежать? Вопрос открытый.
Почему мы вообще обсуждаем зависимость России от Китая? Как так получилось, что мы поменялись местами? Напомню, что КНР строилась по образцу СССР. Советские лидеры не без оснований называли эту страну "младшим братом". Наши специалисты создавали целые отрасли китайской экономики практически с нуля. Да, начиная с 60х Китай выпал из сферы нашего влияния, однако его экономичное, политическое и военное положение на протяжение десятилетий не могло сравниться с советским. Корни случившегося, думаю, совершенно разумно искать в генезисе развала Союза. Некоторые исследователи отмечают, что начало конца было заложено задолго до перестройки. Однако именно она и последующее безвременье девяностых затормозили нас, откинули назад. В это же самое время в Китае стартовали экономические реформы, приведшие к бурному развитию страны. Были и объективные причины возвышения, в т.ч. сложившаяся политическая и экономическая конъюнктура. Тем не менее, что у них, что у нас за результат отвечали конкретные люди. Их имена известны.