У педагогических профессий есть общие плюсы: отпуск до 56 дней (до 80 – в районах Крайнего Севера), выход на пенсию после 25 лет стажа, бесплатное повышение квалификации, уважение в обществе. Собираясь поступать на факультет педагогики, обратите внимание на особенности разных специальностей в этой сфере. В преимуществах и недостатках самых популярных из них разбиралась редакция Synergy Times.
Учитель
Что делать: учить школьников конкретному предмету и параллельно воспитывать их; развивать креативное и аналитическое мышление, ответственность, навыки групповой работы и достижения результатов.
Учитель доносит материал, даёт упражнения для отработки усвоенного на уроках, рекомендует пособия, проверяет знания и навыки. Предметник готовит детей к экзаменам и олимпиадам. Ещё педагог занимается урочно-тематическим планированием, ведёт журнал.
Специалист может брать на себя классное руководство. Тогда в его задачи входят работа с родителями, мониторинг поведения и успеваемости учеников по всем предметам, организация внеурочной деятельности (например, походов в театр, экскурсий).
Чему учиться: педагогике, профильному предмету, методике его преподавания, возрастной психологии, урочно-тематическому планированию. Учитель должен обладать эмпатией, коммуникативными навыками, креативностью, лидерскими качествами.
Учителю необходимы цифровые навыки, чтобы включать в учебный процесс приложения, геймификацию и другие современные методы. Дети уже не знают жизни без гаджетов и интернета, для них это естественные способы взаимодействия с информацией.
Образование учителя не заканчивается на педагогическом вузе: он должен всю жизнь углубляться в предмет, узнавать актуальные методики преподавания и внедрять собственные, стараться быть в курсе того, чем живут подопечные.
Где работать: в школе, частных учебных центрах и образовательных платформах; в репетиторстве.
Преимущества:
- востребованная и оплачиваемая профессия (так, учитель в Омске на полной ставке может получать 40 тысяч рублей, в Москве в частных школах – до 200 тысяч, также учитель может выигрывать профессиональные конкурсы и получать за это премии);
- вечная молодость благодаря общению с молодёжью и погружению в современные тренды;
- нескучная, творческая работа с детьми;
- постоянное саморазвитие;
- возможность работать неполный день;
- возможность подрабатывать репетиторством.
Недостатки:
- у молодых учителей работа отнимает много времени и сил, так как непривычные проверки тетрадей и контрольных делаются с особой тщательностью, ещё не выработана своя методика и приходится делать поурочное планирование и подбирать упражнения для каждого занятия и класса;
- непростое общение с родителями;
- высокий уровень ответственности за детей, вплоть до уголовной.
Преподаватель
Что делать: проводить лекции, семинары, лабораторные занятия по профильной дисциплине в вузе или колледже; принимать экзамены и зачёты.
Преподаватель составляет учебно-тематические планы, пишет образовательные программы (сам или с методистом), разрабатывает методички и учебные пособия по своей дисциплине. Может курировать практику.
Возможные направления деятельности специалиста — организация и разработка межвузовских конкурсов, конференций, фестивалей, экспертная проверка школьных олимпиад и конкурсных работ.
Преподаватель вуза сам проводит научные исследования, выступает на конференциях и публикует статьи, а также ведёт научно-исследовательскую работу студентов.
Чему учиться: своему предмету и смежным дисциплинам; работе с информацией; составлению учебных планов и программ; управлению вниманием слушателей и ходом предметных дискуссий; иностранным языкам, чтобы читать зарубежные научные статьи и учебники в оригинале, ораторскому искусству, чтобы убедительно выступать на научных конференциях и защите.
Преподавателем в колледже можно работать по окончании бакалавриата, в отдельных случаях могут потребовать пройти курсы повышения квалификации. Преподавателем в вузе может стать либо магистр, зарекомендовавший себя в научно-исследовательской деятельности, либо аспирант (зависит от вуза и направления подготовки).
Защитив кандидатскую диссертацию, можно получить звание доцента, а после докторской стать профессором кафедры. Специалисты таких уровней, как правило, совмещают преподавательскую деятельность с научной.
Студента/выпускника с минимальным опытом могут взять на должность ассистента кафедры. Он может вести семинары, принимать зачёты, проверять курсовые работы, но по документам преподавателем не являться.
Ещё в колледжах и вузах сейчас применяют практикоориентированный подход: преподавателем может стать действующий специалист. Например, веб-разработчик, фандрайзер или маркетолог на реальных кейсах показывают студентам, как что работает.
Где работать: в колледже или вузе; завести свой научно-популярный YouTube-канал или подкаст; устроиться в профильную передачу на телевидении; присоединиться к любому исследовательскому или прикладному проекту, где могут пригодиться профильные знания.
Преимущества:
- возможность превратить любимое хобби в профессию;
- возможности карьерного и зарплатного роста от ассистента кафедры до ректора вуза или министра образования (например, нынешний министр образования РФ Валерий Фальков был заместителем заведующего кафедрой конституционного и муниципального права ТюмГУ);
- широкие возможности самореализации;
- возможность получать гранты на научные исследования и разработки;
- нерутинная, творческая профессия;
- возможность совмещать преподавание и науку с практической работой;
- регулярные путешествия, если участвовать в зарубежных образовательных и научных мероприятиях и периодически учиться или стажироваться за границей.
Недостатки:
- иногда ненормированный рабочий график (например, во время конференций или на начальном этапе работы, когда только осваиваешь профессию);
- зарплата зависит от региона, научного звания, нагрузки, репутации (так, преподаватель без учёного звания в Барнауле может получать 17 тысяч рублей, а доктор наук в Москве – 160 тысяч рублей ежемесячно).
Тьютор
Что делать: сопровождать процесс обучения ребёнка; выявлять сильные и слабые стороны ученика; составлять индивидуальный план обучения, чтобы поддержать интересы подопечного и устранить пробелы в сложных предметах.
Тьютор помогает ребёнку научиться учиться, то есть пользоваться разными ресурсами и приёмами в обучении, отличать качественные источники знаний. Отчасти тьютор отвечает за профориентацию ученика, показывая, как предметы обучения соотносятся с реальной жизнью, профессиями.
Также специалист отчасти работает как психолог: ребёнок может обратиться к нему по вопросам отношений в коллективе, разрешения конфликтов.
Чему учиться: педагогике; возрастной психологии; методикам преподавания; коррекционной педагогике для работы с детьми с особенностями развития; цифровым навыкам (например, для составления индивидуальных планов обучения или работы с рёбенком в электронных библиотеках).
Специалист должен разбираться в трендах образования и карьеры. Для работы тьютором важно обладать эмпатией.
Где работать: в государственных и частных школах, колледжах, учебных центрах, лагерях, центрах инклюзивного образования; в частном бизнесе (например, сопровождать процесс домашнего обучения ребёнка).
Преимущества:
- «профессия будущего», которая только начинает развиваться и входит в моду в России;
- более свободная и разнообразная работа, чем у учителя-предметника;
- возможность повысить квалификацию за границей и стать тьютором в вузе за рубежом;
- ощущение благодарного и значимого труда;
- вечная молодость — чтобы интегрировать детей в современную жизнь, надо самому всегда оставаться активным и интересующимся человеком;
- можно построить личный бренд и стать высокооплачиваемым индивидуальным тьютором.
Недостатки:
- иногда приходится общаться с семьями, которые относятся к преподавателям как к прислуге;
- ставки тьюторов пока редки; в маленьких городах, возможно, придётся начинать карьеру с должности социального педагога или с вахтовой работы в образовательных лагерях;
- на тьюторов ещё не учат в вузах, надо сначала получить специальность учителя-предметника, социального педагога или учителя начальных классов, а потом повысить квалификацию на курсах.
Социальный педагог
Что делать: работать с проблемными ситуациями во взаимодействии между детьми, родителями и школой; создавать атмосферу, в которой учителя спокойно работают, а дети – учатся и развиваются.
Например, социальный педагог может решить проблему буллинга в классе, адаптировать к учёбе и общению «трудных» детей, направить их энергию в русло саморазвития и предотвратить их переход в преступную среду. Если специалист заметил, что ребёнок живёт в ситуации домашнего насилия или другого неблагополучия, он обязан отреагировать. В особых случаях он может защищать интересы ребёнка в полиции и суде.
В задачи социального педагога входит профилактика табакокурения, наркомании, алкоголизма. Он вовлекает детей в общественно полезную работу и акции, направленные на формирование здорового образа жизни.
Чему учиться: педагогике, психологии, организаторским и коммуникативным навыкам, нормам права в области соцзащиты, конфликтологии.
Где работать: в частных и государственных школах и колледжах, детских домах, социальных службах.
Преимущества:
- социально значимая, уважаемая профессия;
- возможность реальными действиями влиять на формирование здоровых и успешных поколений детей;
- стабильная востребованность;
- увлекательная творческая работа, так как решение проблемных ситуаций требует индивидуального подхода.
Недостатки:
- относительно невысокие заработки (по данным портала «ГородРабот.ру» средняя зарплата составляет 22,5 тысячи рублей в России и 60 тысяч рублей в Москве);
- огромная эмоциональная нагрузка;
- отсутствие карьерного роста;
- риски для здоровья, связанные со взаимодействием с неблагополучными семьями.
Методист
Что делать: проектировать образовательную среду; подбирать и разрабатывать методы преподавания дисциплины; определять тематику и объём знаний и навыков, которые учащиеся должны освоить за отдельный период; координировать и планировать работу преподавателей, организовывать курсы и семинары для повышения квалификации, знакомить педагогов с новой профессиональной литературой.
Чему учиться: педагогике; актуальным методикам и форматам преподавания; образовательным стандартам, методическим рекомендациям и другим нормативам, установленным Минобрнауки РФ и Минпросвещения РФ.
Специалисту надо быть профессиональным педагогом с опытом работы по той дисциплине, в которой он хочет быть методистом, и в релевантной сфере. Так, не получится сначала поработать воспитателем в детском саду, а потом стать методистом в вузе. Развитие должно быть планомерным.
Методист должен постоянно следить за трендами (а лучше их задавать). Если специалист работает в сфере EdTech, то ему надо знать, как работают конкуренты, и не только разбираться в текущих цифровых методиках и возможностях, но и инициировать появление новых.
В работе помогут организаторские навыки, высокий уровень ответственности, склонность к постоянному самообразованию, гибкость мышления.
Где работать: в государственных и частных детских садах, школах, колледжах, вузах, учреждениях дополнительного образования, образовательных лагерях, на EdTech-платформах, в проектной деятельности, на фрилансе, в корпоративных университетах.
Преимущества:
- востребованная профессия, особенно в сферах EdTech и бизнес-образования;
- неограниченные возможности заработка на фрилансе;
- возможность интеллектуальной самореализации;
- чередование творчества и рутины не даст заскучать или получить интеллектуальную перегрузку.
Недостатки:
- потребность в постоянном обучении;
- необходимость следить за конкурентами и за обновлениями государственных образовательных стандартов и других нормативных документов;
- зарплата сильно зависит от региона и места работы (методист детского сада в Новосибирске может получать 15 тысяч рублей, а методист IT-программ для электронной платформы в Москве – 250 тысяч рублей ежемесячно).
Педагог дополнительного образования (ПДО)
Что делать: обучать дисциплинам, которые не входят в основную общеобразовательную программу (шахматам, фотографии, вокалу, актёрскому мастерству, хореографии, живописи); подбирать форматы и методики обучения, сопроводительные материалы, применять индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Чему учиться: профильному предмету и методике его преподавания; возрастной психологии; методикам организации досуговых мероприятий и конкурсов.
Педагогу дополнительного образования в работе нужны эмпатия, креативность, навыки лидера.
Где работать: в школах, развивающих центрах, школах искусств, специализированных студиях, частном репетиторстве.
Преимущества:
- возможность совмещать хобби и работу;
- творческая реализация, возможность самому составлять программу обучения для группы учащихся или одного ребёнка;
- возможность влиять на свой заработок, например, совмещать работу в государственной школе, частной студии и заниматься репетиторством;
- возможен неполный рабочий день.
Недостатки:
- иногда непростое взаимодействие с родителями;
- много времени уходит на составление индивидуальных программ и разработку новых форматов;
- ответственность за жизнь и здоровье детей (в том числе уголовная).