Найти в Дзене
Inorodec Mari

Про марийских моркинцев.

Сводка ГИБДД за 21 марта 2022 года в группе ВК "УГИБДД МВД по Республике Марий Эл": "около 21:35 часов на перекрестке улиц Первомайской и Красноармейской г Йошкар-Олы 22-летний водитель Лады Приоры черного цвета, не имеющий права управления транспортным средством, при повороте налево на разрешающий зелёный сигнал светофора, по предварительным данным, не уступил преимущество в движении...В результате ДТП, на месте до приезда скорой помощи, скончался 20-летний пассажир, позднее в медицинском учреждении водитель черной Приоры...Установлено, что 22-летний водитель Лады Приоры черного цвета, житель Моркинского района, никогда не получал водительское удостоверение и за последние время 20 раз привлекался к административной ответственности. В том числе за грубое нарушение ПДД за управление транспортным средством будучи не имеющим права управления, а так же за управлением автомобилем в состоянии опьянения.."  Вроде бы рядовое ДТП, таких много. Спросите сотрудников ГИБДД, они и не такие ДТП вспо
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/96/Morko_kundem.JPG
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/96/Morko_kundem.JPG

Сводка ГИБДД за 21 марта 2022 года в группе ВК "УГИБДД МВД по Республике Марий Эл": "около 21:35 часов на перекрестке улиц Первомайской и Красноармейской г Йошкар-Олы 22-летний водитель Лады Приоры черного цвета, не имеющий права управления транспортным средством, при повороте налево на разрешающий зелёный сигнал светофора, по предварительным данным, не уступил преимущество в движении...В результате ДТП, на месте до приезда скорой помощи, скончался 20-летний пассажир, позднее в медицинском учреждении водитель черной Приоры...Установлено, что 22-летний водитель Лады Приоры черного цвета, житель Моркинского района, никогда не получал водительское удостоверение и за последние время 20 раз привлекался к административной ответственности. В том числе за грубое нарушение ПДД за управление транспортным средством будучи не имеющим права управления, а так же за управлением автомобилем в состоянии опьянения.." 

Вроде бы рядовое ДТП, таких много. Спросите сотрудников ГИБДД, они и не такие ДТП вспомнят. Смущает лишь одно в сводке, а именно "житель Моркинского района". В Марий Эл районов полтора десятка (точнее 14), но Моркинский район он один такой. Википедия вам расскажет:"площадь 2270,8 м2, население 27846 человек (2021 год). 81% марийцы (по переписи 2010 года). Ничего особенного в Википедии, ну ещё прочитаете, что писатель С.Г.Чавайн, по одноименному бульвару в Йошкар-Оле гуляет пол города, был из Моркинского района.Вообще ничего интересного, все меняется, когда слушаешь простых людей.

Коллега на работе рассказал про местную йошкар-олинскую легенду. Мол ехал мужик на машине, попал в ДТП. Жертвы слава Богу отсутствуют. Пока ждали ГАИ разговорились между собой участники ДТП.

- Откуда?

-С Морков.

-Да я тоже, земляк.

Приезжает ГАИ, протокол оформляют. Узнает гаишник, что оба участника ДТП из Морков. Гаишник и говорит им:"Да я тоже из Морков". Вот так встретились три моркинские души на дорогах 250 тысячного города. Совпадение? Другой знакомый на это счёт сказал бы: " Где один моркинец (поселиться) появиться (нужное подчеркнуть), то завтра же толпа земляков набежит". С этой точки зрения, то легенда с ДТП с тремя моркинцами имеет основание.

В начале 80-ых гг. ХХ века, в один из марийских колхозов, после проводов на заслуженный отдых местного председателя колхоза, Советского района был назначен новый председатель с Моркинского района. В след за ним из Моркинского района переселилось несколько моркинских семей. Несмотря на языковое различие в диалектах и обрядах, морко-влак быстро освоились. Жилье, достойную заработную плату, колхоз им сразу дал. К сожалению уже в 2010-ых бессменный руководитель колхоза родом из Морко кундем привел колхоз к банкротству. Зато он успел засветиться на местном марийском телевидении.

В одном из коллективов нашего города случилось интересная дискуссия. Парня, не высокого роста, с черными волосами, кожей покрытой загаром зимой и летом с не европеоидными чертами лица - выдавало в нем марийское происхождение. Рождённый в окрестностях Йошкар -Олы, не говорящий и не понимающий по марийск, не знающий традиций и обрядов марийского народа. Однажды он спросил: "Почему в окружении его родни все говорят, что моркинцы плохие люди?...Этот вопрос мне напомнил анекдот.

-Едут в поезде три попутчика. Один из них говорит другому:

- Во всем виноваты евреи!- сказал старый еврей,а третий дополнил:

- И велосипедисты!

- А почему велосипедисты?- спросил второй.

- А почему евреи? - спросил третий попутчик 

Тут же развернулась дискуссия на тему:"Кто такие моркинцы?"

Прошлись по всему, начиная от физико -географических особенностей проживания: территория окружена лесами тем самым изолировалось моркинская община от остальных марийцев. Если про марийцев Яранского и Уржумского уездов Вятской губернии можно сказать, что в пределах этих уездов сложилась какая-то общность по языковым и обрядовым параметрам, то моркинцы резко выделялись на фоне своих соплеменников Царевококшайского уезда Казанской губернии. Одежда, говор, обряды очень отличались и отличаются от марийцев современного Медведевского района Марий Эл, территория этого района так же входила в состав Царевококшайского уезда. Заканчивая бытовыми отношениями, вытащив с коллегами во время беседы, из самых далёких уголков извилин мозга, воспоминания и слухи в духе: моркинская тетя пролезла вне очереди, преподаватель в институте брал взятки и он моркинец, а вот у дяди жена пользуется им как хочет и она моркинская, и вообще моркинские парни и девушки драчуны и чуть ли не каждый второй моркинец бандит или полицейский. 

-Да у них там Казань рядом, а от туда идёт в морки потоком криминал, наркотики, бандетизм, а обратную для борделей шалавы, дешёвая рабочая сила, которая тут же пропивает заработанные копейки в длительных запоях. 

Короче выживает в тех краях сильнейший по законам джунглей. А сильного слабые бояться. В результате был сделан краткий вывод: моркинцы - марийские кавказцы, а от кавказцев надо держаться по дальше, менталитет у них такой.

Я с этим выводом не согласен, и вот почему. Стремление к лучшей жизни, борьба за место под солнцем, характерно для каждого человека и нельзя назвать это менталитетом. Особенно борьба усиливается при большей конкуренции и малым местом под солнцем. Не все этого выдерживают и кто-то идёт более лёгким путем: стать шалавой, военным, ментом или бандитом. Или просто перестает бороться: наркомания и алкоголизм. И это характерно не только для Моркинского района, но и для всей Марий Эл в целом без исключения на нацию и землячества. В каждом районе республики в каждой нации есть люди попадающие под описание выше: драки, криминал, измены и шлюхи с Блэк Джеком. Лишь в зависимости от экономической ситуации эти социальные проблемы могут быть либо чуть хуже либо чуть лучше, плюс-минус. Все кто хочет лучший жизни для себя и своих детей стараются переехать в город и это факт. В небогатой республике это приводит к тому, что марийцы начинают бороться с друг другом за свое место под солнцем. С точки зрения эволюции нормально. С точки зрения сохранения народности Марий это уже более сложный вопрос, требующий отдельной статьи.

Какой же вывод? Границы между общностями марийцев типа Моркинской, Волжской, Сернурской и т.д. медленно, но уверено стираются. Глобализация и капитализм, миграция в города ещё быстрее ускорили этот процесс.Осталась лишь одна марийская общность, в которой сами марийцы борются с друг другом за свою личную лучшую жизнь. Но при этом многие люди до сих пор живут прошлым, от того это деление на чужих и своих, на моркинцев, кировских и т.д. при этом даже не понимают, что мир вокруг них быстро поменялся...И я надеюсь, что прочитав эту статью они поймут, не место рождения определяет личность человека, а в первую очередь самовоспитание и самообразование и его личные принципы.