Найти в Дзене

Как проводить анализ рынка и зачем это бизнесу

Маркетинг расставит приоритеты потребительских желаний. Грамотные маркетинговые исследования и анализ помогут вам изучить своего клиента, снизят долю предпринимательского риска, повысят обоснованность ваших управленческих решений. Успех бизнеса основывается на знании основных движущих сил рыночного механизма. Информацию из маркетинговых исследований и анализа рынка используют для повышения уровня знаний в бизнесе: Что такое маркетинговый анализ Здесь нет четкого определения. Специалисты, как правило, либо не различают МА и «маркетинговое исследование», либо рассматривают его в виде части комплексного исследования рынка. Маркетинговый анализ — количественный и качественный анализ потенциала, емкости, конъюнктуры, поведения потребителей, динамики цен одного или нескольких рынков. Цель маркетингового анализа — продвижение продукции компании и принятие целевых управленческих решений после изучения конкретного рынка товаров или услуг. Поможет ответить на вопросы: На эти вопросы важно ответи
Оглавление

Маркетинг расставит приоритеты потребительских желаний. Грамотные маркетинговые исследования и анализ помогут вам изучить своего клиента, снизят долю предпринимательского риска, повысят обоснованность ваших управленческих решений.

Расскажем, в чем заключается суть маркетингового анализа и для чего он нужен
Расскажем, в чем заключается суть маркетингового анализа и для чего он нужен

Успех бизнеса основывается на знании основных движущих сил рыночного механизма. Информацию из маркетинговых исследований и анализа рынка используют для повышения уровня знаний в бизнесе:

  • об объеме, спросе и предложении
  • об уровне конкуренции
  • для принятия грамотных управленческих решений

Что такое маркетинговый анализ

Здесь нет четкого определения. Специалисты, как правило, либо не различают МА и «маркетинговое исследование», либо рассматривают его в виде части комплексного исследования рынка.

Маркетинговый анализ — количественный и качественный анализ потенциала, емкости, конъюнктуры, поведения потребителей, динамики цен одного или нескольких рынков.

Цель маркетингового анализа — продвижение продукции компании и принятие целевых управленческих решений после изучения конкретного рынка товаров или услуг. Поможет ответить на вопросы:

  • объем какого именно продукт вам продавать
  • по какой цене продавать
  • где именно продавать

На эти вопросы важно ответить до того, как запускать производство.

Виды анализа

Согласно целям выделяют такие виды маркетингового анализа:

Расскажем про виды маркетингового анализа
Расскажем про виды маркетингового анализа

Зачем проводить анализ рынка

Для чего проводят маркетинговые исследования:

  1. Чтобы уменьшить риски предпринимательской деятельности
  2. Чтобы по результатам принять верное управленческое решение — оно всегда связано с риском в условиях постоянных изменений на рынке и неопределенности поведения потребителей, конкурентов и государства

Как снизить риски?

Здесь вам пригодится знание:

  • спроса на продукцию
  • конкурентных преимуществ
  • рынка сбыта и уровня его емкости
  • портрет потенциального покупателя
  • картина бизнеса ваших конкурентов
  • технические возможности производства
  • наличие и доступность нужного сырья и материалов

От знания этой информации зависят финансовые итоги работы, устойчивость предприятия. Результаты маркетингового анализа также могут снизить риски невостребованности продукции, приспособить производство к рыночной конъюнктуре, обеспечив дальнейшее развитие.

Пример анализа по цене

В России используют в основном две системы:

  • Яндекс.Метрика — удобна тем, что плотно взаимодействует с Яндекс.Директ, которая главенствует на российском рынке контекстной рекламы
  • Google Analytics — более удобна в использовании

Источники маркетинговой информации о рынке:

  • вторичные исследования, например, данными Госстатистики, рейтинговых агентств, ранее проведенных исследований
  • собственный опыт и наблюдения («тайные покупатели», анализ данных с видеокамер)
  • интервью с потребителями, беседа с экспертами, конференции
  • соцсети, форумы, чаты, где можно найти или открыть обсуждение товара, компании
  • сотрудники организации, особенно специалисты отделов сбыта, доставки, прямых продаж

Основные этапы анализа рынка

1. Определите цель анализа. От цели зависят выбор методов, бюджета, сроков исследования и последующего анализа. Сейчас отсеиваются лишние цели развития компании, что экономит время и средства.

2. Проведите исследование продукта: ценные для потребителя качеств, сравнение продукта с конкурентами, соотношение его качества и цены.

3. Определите емкость рынка. Решите, стоит ли дальше производить товар (увеличить производство), или перепрофилировать деятельность.

4. Сегментируйте рынок: по социальным признакам (доходу), демографическим (молодые, пожилые), гендерным (мужчины, женщины).

5.
Изучите потребителя: составьте портрет идеального покупателя при помощи анкет, опросов, учета пожеланий.

6. Исследуйте рынки сбыта: изучите работу оптовиков, розничных точек, логистические цепочки.

7. Проанализируйте эффективность рекламы: баннеров, интернет-рекламы, рекламы в соцсетях, видеороликов на TV, промоакций и т.д.

8. Разработайте политику ценообразования. Цена должна быть оптимальной. Заниженные цены наталкивают на мысли о плохом качестве товара, слишком высокие — психологически отторгаются потребителем.

9. Исследуйте уровень конкуренции: выявите прямых и косвенных (по заменителям товара) конкурентов, исследуйте методы и приемы их работы, сравните со своими.

10. Спрогнозируйте сбыт. Это поможет создать базу для планирования производства, заказа сырья, выстраивания логистических цепочек, составления экономических и финансовых планов.

Методы и способы маркетингового анализа рынка зависят от цели, сферы исследования, а также от организационных и финансовых возможностей компании и используются или вместе или по отдельности на разных этапах проведения анализа. Часто используются специализированные программы, например: Vortex, Statictka, Forecast Expert.

Методы маркетинговых исследований

Используйте и комбинируйте разные виды маркетинговых исследований
Используйте и комбинируйте разные виды маркетинговых исследований

Основные маркетинговые стратегии

Есть два вида рынка:

  • рынок продавца, когда спрос превышает предложение,
  • рынок покупателя, когда предложение превышает спрос

Проведение анализа необходимо во втором варианте, где в условиях высокой конкурентной борьбы собственнику организации нужно принять решение о применении одной из возможных маркетинговых стратегий.

Виды маркетинговых стратегий рынка в зависимости от:

Маркетинговый анализ лежит в основе разработки целого комплекса мероприятий в системе маркетинга: адаптации товара для новых целевых сегментов или рынков, корректировки цен в зависимости от цен конкурентов, стимулировании сбыта
Маркетинговый анализ лежит в основе разработки целого комплекса мероприятий в системе маркетинга: адаптации товара для новых целевых сегментов или рынков, корректировки цен в зависимости от цен конкурентов, стимулировании сбыта

На маркетинговом анализе базируют и после его проведения делают план маркетинговых действий, а когда план реализован, проводят анализ эффективности принятых решений.

Мы рассказали вам об основах маркетингового подхода — надеемся, он поможет вам развивать бизнес. Чтобы узнавать больше полезной информации, подпишитесь на наш канал для предпринимателей.