Маркетинг расставит приоритеты потребительских желаний. Грамотные маркетинговые исследования и анализ помогут вам изучить своего клиента, снизят долю предпринимательского риска, повысят обоснованность ваших управленческих решений.
Успех бизнеса основывается на знании основных движущих сил рыночного механизма. Информацию из маркетинговых исследований и анализа рынка используют для повышения уровня знаний в бизнесе:
- об объеме, спросе и предложении
- об уровне конкуренции
- для принятия грамотных управленческих решений
Что такое маркетинговый анализ
Здесь нет четкого определения. Специалисты, как правило, либо не различают МА и «маркетинговое исследование», либо рассматривают его в виде части комплексного исследования рынка.
Маркетинговый анализ — количественный и качественный анализ потенциала, емкости, конъюнктуры, поведения потребителей, динамики цен одного или нескольких рынков.
Цель маркетингового анализа — продвижение продукции компании и принятие целевых управленческих решений после изучения конкретного рынка товаров или услуг. Поможет ответить на вопросы:
- объем какого именно продукт вам продавать
- по какой цене продавать
- где именно продавать
На эти вопросы важно ответить до того, как запускать производство.
Виды анализа
Согласно целям выделяют такие виды маркетингового анализа:
Зачем проводить анализ рынка
Для чего проводят маркетинговые исследования:
- Чтобы уменьшить риски предпринимательской деятельности
- Чтобы по результатам принять верное управленческое решение — оно всегда связано с риском в условиях постоянных изменений на рынке и неопределенности поведения потребителей, конкурентов и государства
Как снизить риски?
Здесь вам пригодится знание:
- спроса на продукцию
- конкурентных преимуществ
- рынка сбыта и уровня его емкости
- портрет потенциального покупателя
- картина бизнеса ваших конкурентов
- технические возможности производства
- наличие и доступность нужного сырья и материалов
От знания этой информации зависят финансовые итоги работы, устойчивость предприятия. Результаты маркетингового анализа также могут снизить риски невостребованности продукции, приспособить производство к рыночной конъюнктуре, обеспечив дальнейшее развитие.
Пример анализа по цене
В России используют в основном две системы:
- Яндекс.Метрика — удобна тем, что плотно взаимодействует с Яндекс.Директ, которая главенствует на российском рынке контекстной рекламы
- Google Analytics — более удобна в использовании
Источники маркетинговой информации о рынке:
- вторичные исследования, например, данными Госстатистики, рейтинговых агентств, ранее проведенных исследований
- собственный опыт и наблюдения («тайные покупатели», анализ данных с видеокамер)
- интервью с потребителями, беседа с экспертами, конференции
- соцсети, форумы, чаты, где можно найти или открыть обсуждение товара, компании
- сотрудники организации, особенно специалисты отделов сбыта, доставки, прямых продаж
Основные этапы анализа рынка
1. Определите цель анализа. От цели зависят выбор методов, бюджета, сроков исследования и последующего анализа. Сейчас отсеиваются лишние цели развития компании, что экономит время и средства.
2. Проведите исследование продукта: ценные для потребителя качеств, сравнение продукта с конкурентами, соотношение его качества и цены.
3. Определите емкость рынка. Решите, стоит ли дальше производить товар (увеличить производство), или перепрофилировать деятельность.
4. Сегментируйте рынок: по социальным признакам (доходу), демографическим (молодые, пожилые), гендерным (мужчины, женщины).
5. Изучите потребителя: составьте портрет идеального покупателя при помощи анкет, опросов, учета пожеланий.
6. Исследуйте рынки сбыта: изучите работу оптовиков, розничных точек, логистические цепочки.
7. Проанализируйте эффективность рекламы: баннеров, интернет-рекламы, рекламы в соцсетях, видеороликов на TV, промоакций и т.д.
8. Разработайте политику ценообразования. Цена должна быть оптимальной. Заниженные цены наталкивают на мысли о плохом качестве товара, слишком высокие — психологически отторгаются потребителем.
9. Исследуйте уровень конкуренции: выявите прямых и косвенных (по заменителям товара) конкурентов, исследуйте методы и приемы их работы, сравните со своими.
10. Спрогнозируйте сбыт. Это поможет создать базу для планирования производства, заказа сырья, выстраивания логистических цепочек, составления экономических и финансовых планов.
Методы и способы маркетингового анализа рынка зависят от цели, сферы исследования, а также от организационных и финансовых возможностей компании и используются или вместе или по отдельности на разных этапах проведения анализа. Часто используются специализированные программы, например: Vortex, Statictka, Forecast Expert.
Методы маркетинговых исследований
Основные маркетинговые стратегии
Есть два вида рынка:
- рынок продавца, когда спрос превышает предложение,
- рынок покупателя, когда предложение превышает спрос
Проведение анализа необходимо во втором варианте, где в условиях высокой конкурентной борьбы собственнику организации нужно принять решение о применении одной из возможных маркетинговых стратегий.
Виды маркетинговых стратегий рынка в зависимости от:
На маркетинговом анализе базируют и после его проведения делают план маркетинговых действий, а когда план реализован, проводят анализ эффективности принятых решений.
Мы рассказали вам об основах маркетингового подхода — надеемся, он поможет вам развивать бизнес. Чтобы узнавать больше полезной информации, подпишитесь на наш канал для предпринимателей.