Глава Минвостокразвития отметил, что Россия открыта для сотрудничества с КНР при реализации крупных проектов на территории Дальнего Востока и Арктики как в инфраструктурном, так и в промышленном секторах.
Россия считает Китай потенциальным партнером по развитию инфраструктуры Северного морского пути (СМП) и международному транзиту, сообщил ТАСС глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.
"За период с 2012 года отношения России и Китая вышли на качественно новый уровень сотрудничества, наивысший за историю наших двусторонних отношений. Вектор отношений, заданный за этот период, предопределит условия стратегического партнерства России и Китая на десятилетия вперед. <...> Китай - наш потенциальный партнер по международному транзиту с использованием трассы Севморпути, развитию инфраструктуры, в частности, морских портов", - сказал Чекунков.
Председатель КНР Си Цзиньпин совершает государственный визит в Россию по приглашению президента РФ Владимира Путина. Эта первая страна, которую посещает китайский лидер после переизбрания 10 марта на третий срок Всекитайским собранием народных представителей (парламентом).
Северный морской путь станет дополнительным маршрутом для транспортировки в том числе экспортных грузов, для которых, как напомнил министр, сейчас остро не хватает пропускной способности Восточного полигона железных дорог и портов. По комплексному плану развития Севморпути до 2035 года предусмотрены мероприятия по строительству 10 ледоколов, 141 транспортного судна ледового класса и судов обеспечения, 14 портов и терминалов, запуск на орбиту 12 спутников, строительство 4 аварийно-спасательных центров МЧС, в совокупности инвестиции в развитие СМП составят 1,8 трлн рублей до 2035 года.
Глава Минвостокразвития рассказал, что с 2012 года объем товарооборота России и Китая увеличился менее чем с $90 млрд до более чем $190 млрд в 2022.
Китайские компании в целом лидируют среди иностранных резидентов преференциальных режимов на Дальнем Востоке. В территориях опережающего развития (ТОР) и свободном порту Владивосток (СПВ) с участием китайского капитала реализуется 52 проекта общей стоимостью около $11 млрд, говорится в материале ТАСС.
По мнению главы Минвостокразвития, двусторонним отношениям, в том числе экспортно-импортных операций, способствует развитие транспортной инфраструктуры. Речь идет о строительстве двух трансграничных мостов через реку Амур (Хэйлунцзян). Товарооборот по открытому в прошлом году автомобильному мосту Благовещенск - Хэйхэ составит до 1 млн тонн грузов в год. Грузооборот по новому железнодорожному мосту Нижнеленинское - Тунцзян на первом этапе составит 5,2 млн тонн в год с перспективой увеличения до 20 млн тонн в год, сказал Чекунков.
Министр напомнил, что также построен новый зерновой терминал в Забайкалье - самый крупный в России объект зерновой логистики и первый в мире специализированный сухопутный зерновой терминал полного цикла, снимающий инфраструктурные ограничения для перевалки зерна на Дальнем Востоке, снижающий затраты на логистику. Терминал - одно из звеньев сухопутного зернового коридора Россия - Китай. Годовой объем перевалки составит до 8 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных культур.