Найти тему
Спорт РИА Новости

Фигуристы на грани бунта: что не так с турниром шоу-программ?

   Евгения Медведева© Фото : Социальные сети Евгении Медведевой
Евгения Медведева© Фото : Социальные сети Евгении Медведевой

Влад Жуков

Турнир шоу-программ, прошедший на выходных, продолжают горячо обсуждать. Среди причин — его правила и качество выступлений фигуристов. РИА Новости Спорт рассказывает о недочетах проекта.

Главное, о чем стоит сказать про турнир по шоу-программам, — не торопитесь оценивать его как некий готовый продукт. Данный формат схож по типажу с ледовыми шоу, но в плане внутреннего наполнения и организации сильно от них отличается. Многие вещи "допиливались" устроителями буквально на ходу. Автору позволительно судить об этом с позиции участника, побывавшего (пусть и чуть-чуть совсем) и на льду, и за кулисами.

Находясь в условиях цейтнота, организаторы сделали действительно классное шоу, но не избежали некоторых недочетов. Нет, глобально оно вышло удачным. Многие зрители обеими руками проголосуют за продолжение. Оно просто необходимо. Только для того, чтобы получилось еще более классное шоу без некоторых странностей.

Например, очевидцы донесли, что стюарды минут за 20 до начала трансляции не пропускали на арену Елизавету Туктамышеву. В конце шоу она получила приз личных симпатий знаменитого балетмейстера Бориса Эйфмана. Возможно, Елизавета просто была без аккредитации, тогда сотрудники "Мегаспорта" проявили похвальную бдительность. Хотя немногим ранее они по какой-то непонятной причине не разрешали пронести на арену безобидные плакаты в поддержку команды журналистов, выступавших на турнире вне конкурса. Некоторым болельщикам по непонятным причинам даже запрещали бросать на лед игрушки. Вряд ли подобная суровость уместна на мероприятии со столь благожелательным климатом.

Еще одно странное наблюдение кроется в самих номерах. Слишком уж сильно некоторые из них напоминали типичные показательные выступления, обернутые в костюмные, световые и прочие решения из тура "Ледникового периода". В этом нет ничего плохого. Но и хорошего тоже.

Есть ощущение, что сами фигуристы и постановщики не до конца поняли правила игры. Это шоу, но с другой стороны — в нем надо как-то побеждать. Каким образом можно обыграть другого талантливого артиста в категориях "презентация" и "композиция"? Многие решили, что стандартными и проверенными ходами, в которых они хороши, с добавлением толики здорового эпатажа. То есть, пошли примерно тем же путем, что и на обычных соревнованиях. Однако на этот раз не нужно было делать обязательный набор элементов, зато разрешили реквизит.

На ум сразу приходит программа олимпийской чемпионки Анны Щербаковой под "Семнадцать мгновений весны". У нее получился чувственный, вкрадчивый номер на непростую тему. Однако удивить она не смогла, ведь в репертуаре чемпионки номеров с лиричным оттенком уже накопилось немало.

   Анна Щербакова выступает на открытом шоу-турнире по фигурному катанию в Москве.© РИА Новости / Александр Вильф
Анна Щербакова выступает на открытом шоу-турнире по фигурному катанию в Москве.© РИА Новости / Александр Вильф

Были номера, где ставка делалась на эпатаж. Некоторые из них тоже не "выстрелили". К примеру, от Алины Загитовой в образе Мэрилин Монро можно было ожидать заигрывания с темой пин-ап, предполагающей соответствующую хореографию и атмосферу. Если уж захватывать 50-е с Мэрилин, без нарочитой и в то же время стильной сексуальности просто не обойтись. На выходе же пострадала композиция – один из критериев оценивания. Из костылей образа – только белокурый парик и легендарный вентилятор, развевающий юбку, из духа времени – винтажный микрофон, одиноко стоявший в центре льда почти всю программу. Этого слишком мало для понимания образа на автопилоте, а сама спортсменка, кажется, с роковой блондинкой ментально так и не срослась.

Вероятно, Алина с постановщиком Даниилом Глейхенгаузом слегка осторожничали и недожали. И их даже можно отчасти понять. Потому что Матвей Ветлугин, к примеру, дожал на все деньги. Оммаж на Дон Кихота Загитовой, Toxic Туктамышевой, Sex Bomb Евгения Плющенко и "Зиму" Алексея Ягудина – да с соответствующими костюмами, да с характерной хореографией под каждый из отрывков!

Матвей постарался, раскачал зал, запомнился зрителям. И отлетел на 21-е место. Зачем, как говорится, напрягался? Или Анастасия Мишина/Александр Галлямов, не попавшие со свежим, новаторским номером на футбольную тематику даже в середину таблицы?

Отсюда вытекает еще одна неоднозначность – судейство. Оно было слишком уж субъективным. За последние пару сезонов можно привыкнуть к претензиям в адрес арбитров. Однако так много криков "Мало!", как в этот раз, с трибун не неслось очень давно. С другой стороны, можно ли сравнить, условно, театрализованный номер "Маленький принц" Марка Кондратюка с кучей реквизита и личную историю Алексея Ягудина – совершенно без сторонних атрибутов на льду, зато с душой и осмыслением натуры? По каким таким объективным критериям один должен обходить другого?

Здесь и сейчас, наоборот, кажется, что организаторы приняли соломоново решение и отказались от витавшей в воздухе идеи определения победителя лишь зрительским голосованием. В кулуарах говорят, что спортсмены взбунтовались против такого метода, а кто-то даже выказал намерение сняться с турнира. Это вполне ожидаемо. В таком случае побеждал бы не номер, а фан-база конкретного фигуриста. Ему самому на лед выходить было бы не обязательно.

Жюри из фигурного катания – тоже вариант нерабочий. Просто потому, что не выкриками и степенью докрута на прыжках нужно определять чемпиона масштабного гала-вечера. Судьи из кино, балета и индустрии моды же были абсолютно объективны в своей субъективности – мало что понимая непосредственно в фигурном катании, они, полагаю, судили больше по принципу "как нравится". Главное, что помогли избежать разговоров о предвзятости. В субъективном с ног до головы виде спорта на большее рассчитывать не приходится.

Вероятно, на перспективу организаторам стоит подумать о более четких правилах. Например, ввести несколько критериев – лиричные номера, комичные и так далее. По итогу определять победителя в каждой из категорий по отдельности, а не в общей мешанине образов и смыслов. Или разделить "ветеранов" и тех, чья карьера еще продолжается. Да, субъективизм от этого не пропадет (возможно, даже усилится), но судьи не запутаются, кого с кем сравнивать. Зрители же будет чуть лучше понимать, почему один фигурист победил другого. В субботу понимания было не очень много, а самой частой фразой, звучавшей из уст болельщиков, стало что-то вроде "а я выбрал бы совершенно другой пьедестал".

Убежден, что в будущем организаторы придут к идеальному формату. Как убежден и в том, что "будущее" у проекта однозначно имеется. Показательные выступления даже на официальных стартах порой собирают больше зрителей, чем соревновательные прокаты. Переполненный "Мегаспорт" на "Русском вызове" еще раз доказал, что зрителю интересна не только медальная рубка, но и спокойное развлечение без валидола и драмы. А если есть спрос, предложение всегда найдется.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции