Идея этого проекта возникла далеко не случайно. За время тесного, многолетнего сотрудничества с музеем Алексея Николаевича Толстого, что на Спиридоновке в Москве, у меня к данному месту и к людям, там обитающим, сформировалось устойчивое чувство привязанности и благодарности. Не зря среди ближнего круга друзей Дома его иначе, как «гнездом», и не величают. Вот и слетаются сюда единомышленники в поисках человеческого тепла и душевного общения.
Музыкальные и поэтические вечера, театральные постановки и, конечно же, экскурсии по экспозиции музея, составляют до предела насыщенный график. Хлебосольные застолья в традициях хозяина дома -- вообще отдельная тема.
Не удивительно, что после такого каскада эмоций у автора возникло желание привнести в эту обитель радости и веселья свой посильный вклад. К счастью, подходящий случай вскоре представился. Посетители, знакомые с расположением внутреннего дворика бывшей усадьбы Рябушинских, знают, что двери, ведущие в музей-квартиру А.Н.Толстого, далеко не сразу предстают взору гостей. Внимание новичков, впервые оказавшихся в данном месте, поначалу привлекают парадные подъезды арендующих здесь организации, поскольку вход в «хоромы» классика выглядит не столь убедительно и заманчиво. Вот и захотелось украсить его декоративным элементом, достойным храма муз. Дерзкая мысль сразу же была озвучена руководству музея в лице заведующей Инны Георгиевны Андреевой, которая отнеслась к ней с большой долей недоверия .
Поскольку не в моих правилах пускать слова на ветер, я сразу же приступил к делу и для наглядности своих планов вскоре представил эскиз будущего проекта, где каждая деталь была не случайной, а тщательно продуманной. Так, к примеру, «бородка» ключа являет собой «сладкозвучную» лиру, отражая музыкальную направленность отдельных вечеров.
Тема «золотого ключика» лежала на поверхности, а форму исполнения подсказали традиции городской рекламы прошлых лет, когда, учитывая частичную неграмотность населения, рядом с соответствующей вывеской красовались «наглядные пособия» -- «крендели», «сапоги» и т.п.
Воплотить задуманное в металле мне помог мастер своего дела- Виталий Карташёв. С той поры, вот уже более 10 лет, консоль со сказочным ключиком украшает вход в заветные апартаменты, приветствуя гостей и указывая им верный путь.
В 2015 году в помещении Государственного литературного музея состоялась выставка «Крекс, фекс, пекс. Новая история деревянного человечка ", осуществленная при поддержке Фонда «Русский Художественный Мир». Как пишет в предисловии к каталогу директор Фонда Елена Жукова «…цель их деятельности -- способствовать сохранению творческих и интеллектуальных богатств нашей страны ».
При посещении экспозиции, где наряду с уникальными предметами соседствовали беспомощные поделки, имеющие условное отношение к заявленной теме, у меня невольно возникли вопросы к организаторам.
Что означала собой целая витрина мебельных ключиков, ни один из которых никак не тянул на сказочный символ? Вещи, скорее, из арсенала бродячего старьевщика .
Листая сегодня каталог выставки можно обнаружить и другие, мягко говоря, несуразности. Например, полуметровая кукла в "тельняшке", заявленная, как Мальвина, держащая в руке для убедительности ключ от сейфового замка. С таким же успехом ее можно было бы окрестить «рыбачкой Соней», бегущей по волнам навстречу своему счастью с одесситом Костей.
На соседней странице читателя ждет встреча с еще одним образцом «творческого и интеллектуального богатства нашей страны». Трансформер (со следами трепанации), который в прежней жизни, вероятно, был Страшилой из сказки «Волшебник Изумрудного города», но за невостребованностью переквалифицировался в Буратино. Чего проще – длинный сучок вместо носа, а на шею ключ от почтового ящика и - смело в стройные ряды других «деревянных человечков».
Заранее предвидя возмущение музейного руководства, прошу отнестись к автору этих строк снисходительно и с пониманием. Просто примите это как результат элементарной «зависти» и «детской» обиды на то, что плодам его «интеллектуального творчества» не нашлось места среди столь досточтимого собрания раритетов.
Пусть даже в виде фотографии -- в качестве посланца доброй воли от хозяина дома, -- который и замутил всю эту феерическую историю деревянного человечка.
Помимо всего прочего "Ключик" был создан мной в память о дорогом учителе, главном режиссере Народного драматического театра Дворца культуры ЗиЛ, Сергее Львовиче Штейне. Именно он, своим "магическим ключом" сумел для многих, совершенно разных людей и для меня в том числе, открыть двери в волшебный мир искусства и навсегда "заразить" театром.
Будучи знакомым с автором замечательной сказки, Сергей Львович не раз воплощал знакомый сюжет на сцене.
Поначалу со своими ребятами из театральной студии Дворцам, а затем, с профессиональными актерами Театра Ленинского Комсомола. И в обеих постановках звучала его замечательная музыка . Однажды, мне посчастливилось увидеть этот спектакль, на который я попал по приглашению самого С.Л. Штейна. Удовольствие от увиденного получил огромное.
По необъяснимым причинам театр, где он проработал не одно десятилетие, относится к памяти о нем, мягко говоря, небрежно. Фото, висевшее в фойе, исчезло вскоре после его кончины. Музыкальные партитуры с авторской музыкой сгорели. Бог им судья.
И пусть символичный знак над входом в музей еще долго приветствует учеников Штейна, которые выбрали этот гостеприимный дом для своих традиционных встреч!