Найти тему
нина тур

Литература еще не умерла, но похороны уже идут

Проблема эта не так безобидна, как может показаться. Ну, пишут все кому не лень. И раньше писали стихи в альбомы, дневники для себя и воспоминания для внуков.

Но это оставалось в семейных архивах. Вспомним, как Иннокентий Анненский, директор Царскосельского лицея, всю жизнь не издавал свои стихи, считая их недостаточно зрелыми для обнародования.

Еще пример. Автобиографический роман У.С.Моэма рассказывает о литературной поденщице, авторе бесчисленных нарративов, писанных с единственной целью прокормить себя и ребенка. Они дешевые, их раскупают, но сама писательница, умная, но задавленная бедностью, говорит о себе без обольщения: «Я пользуюсь большим успехом у судомоек.»

Не так ли говорит о себе и умная Устинова? «Пишу свои дурацкие детективы»

НО! Гонорары Татьяны Витальевны не сопоставимы с жалкими заработками ее бедной английской коллеги. Устинову постоянно приглашают на встречи в верхах, на ТВ, она даже имеет там свою программу, она считается столпом современной литературы. На недавней «Агоре» так и не назвали имена главных писателей страны, обозначив их лишь начальными буквами: А, Д, У. Это те, у кого тиражи 100 000.

У Дмитрия Быкова и Михаила Веллера по 3000-5000.

Так это не литература — это политика.

Когда-то была 1000 писателей , а начальные тиражи по 100000, теперь писателей более 100000, а тираж 1000 считается большим тиражом. Но не надо быть наивным и думать, что количество перешло в качество. Таки нет!

Задача писателя, в сущности, проста: донести свои мысли до читателя.

Но для этого

1 должны быть мысли

2 нужно уметь их донести

Не стоит думать, что читатель глупее тебя. Его не заставишь переворачивать страницы, если текст его не увлекает, потому мало быть умным, нужно быть нескучным!

В конце концов, только читатель и определяет ценность книги. Если ее никто не может дочитать до конца, кроме литературного критика или историка литературы – то книга не состоялась.

Писатель зависит от читателя. И он должен об этом помнить.

К огромному сожалению, ничто в современном литературном мире не настраивает на истинную роль литературы: чтобы ее читали и умнели от этого. Ведь ценность ее – в умных мыслях. Умная и хорошо написанная книга заставляет размышлять, даже делать выписки из текста, она подталкивает к самостоятельным выводам, к новым взглядам и решениям.

Как только отменили худсоветы ( да и кому в них нынче сидеть?), как только исчезла за ненадобностью литературная критика ( да и кому ее профессионально писать?), как только началась эпоха издания книг за свой счет — повалили кучи макулатуры. Все это было и в Англии, но там литература насчитывает на 700 лет больше, чем отечественная, стало быть, и литературный вкус развивали дольше. И писатель, и читатель понимает, для кого что писано.

Наши графоманы, отважно издающие свои опусы, искренне верят, что они развивают, а не хоронят литературу. По примеру советского СП организуют свои бесчисленные союзы и союзики, занимают в них места председателей, заместителей председателей и секретарей заместителей председателей, проводят свои самодельные конкурсы , где восседают в жюри и где чаще всего для участия, а то и победы требуется всего одно стихотворение, лишь бы по теме данного «конкурса».

Проблема эта не только литературы, но и других искусств: композиторы, они же часто и исполнители — это те, кто написал одну-две песенки. Но нет никого не только уровня Стравинского, но даже проигравшего ему Прокофьева.

В этом потоке тонет всё — и хорошее, и плохое. Но поскольку плохого, то есть бесталанного всегда больше, чем талантливого — результаты нетрудно предугадать.

Это сильно портит вкус читателя. Он берет книгу, где непонятно, то ли автор сам ее издал - издательств ныне немерено — то ли прошла она хотя бы минимальный отбор. Он ее читает и опять не понимает, хорошо тут или плохо: ведь в аннотации указано, что автор — член какого-нибудь союза или даже председатель чего-нибудь, да еще занял место в некоем конкурсе.

Хороший вкус воспитывается только на лучших образцах, а где же их взять, когда все заполонено поделками. Редакторы и критики тоже люди, и у них, бывает, глаз «замыливается» на чтении бесконечной серятины.

Так что книг много, а читать нечего.

В общем, как говаривал М.М.Жванецкий, « Мы уже всех обогнали по количеству врачей,

теперь бы немного отстать по количеству больных».