Суперприложения, такие как WeChat и Grab, стали очень популярными в Азии, а совсем недавно популярные платформы, которые используются на Западе, расширили функционал, чтобы также вступить на территорию суперприложений, рассказала директор по продукту в Rakuten Viber Дафна Офек.
Что такое суперприложение?
На рынке представлены тысячи приложений, некоторые из них популярнее других. Но пользователи по всему миру разделяют общее стремление к простоте и, в конечном счете, к универсальной платформе, объединяющей все, что им нужно: от социальных сетей до платежных сервисов, бизнес-функций и многого другого. Для решения всех этих задач на одной платформе или в одном приложении и появляются суперприложения.
Займитесь повседневными делами
Чтобы суперприложение было успешным, оно должно включать в себя то, чем обычный пользователь занимается изо дня в день. Чем больше задач можно решить с помощью одного приложения, тем более успешным и функциональным суперприложением оно будет. Подумайте о действиях, которые вы совершаете несколько раз в день — это и будет ответом. Пользователи общаются с помощью сообщений и звонков, просматривают последние новости, приобретают товары или услуги, получают квитанции о покупках, отслеживают доставку товара, переводят деньги и делают многое другое. Этот список задач, как и возможности, которые есть у суперприложений, практически бесконечны. Именно это выделяет одни суперприложения среди других и делает их сильнее.
Несколько способов получить статус суперприложения
У приложения есть несколько путей для достижения статуса суперприложения. Первый путь — это компания-разработчик мобильного приложения или платформы, которая занимается разработкой своими силами. Чем больше новых сервисов внедряется на платформе, тем большая команда требуется не только для разработки продукта, но и для обеспечения стабильности и непрерывности работы сервиса. В этом случае компания сталкивается с таким вызовом, как скорость создания продукта — увеличивается время до выхода приложения на рынок. Если другая платформа получит значительную долю рынка в конкурентном сегменте, пока ваш сервис все еще находится в разработке, в будущем может быть трудно убедить пользователей перейти на новую платформу.
Альтернативный и более распространенный способ — это слияние, приобретение компаний или партнерские отношения, которые объединяют ряд сервисов в одной платформе. Но и здесь есть свои подводные камни: такой путь может иногда ограничивать более глубокую интеграцию и создавать неунифицированный пользовательский интерфейс, если он не реализован правильно. Каждое приложение, как правило, имеет свой стиль, поэтому слишком много приложений в рамках одной платформы — не всегда хорошая идея.
Сосредоточьтесь на конфиденциальности и безопасности
Чем больше услуг предлагается на платформе, тем большим количеством данных делится пользователь и тем более конфиденциальными могут быть эти данные. Под угрозой находятся не только личные данные пользователей, но и их финансы. Это может усиливать обеспокоенность пользователей и ставит конфиденциальность данных и кибербезопасность во главу угла. Можно только представить, насколько привлекательной может стать такая компания для хакеров, спамеров и мошенников и сколько времени, энергии и ресурсов тратят разработчики приложений на их блокировку и борьбу с ними.
Успешное суперприложение будет иметь структурированный и ответственный подход к обеспечению конфиденциальности с использованием множества функций, таких как двухфакторная аутентификация и сквозное шифрование. Запуская новые функции, уделяйте особое внимание ясности и прозрачности их использования и пользовательского соглашения. Кроме того, предоставьте пользователям возможность выбора, когда и где будут передаваться их данные.
Суперприложений может быть несколько
Индустрия суперприложений — это не игра с нулевой суммой, поскольку каждая компания, стремящаяся к успеху, будет стараться постоянно создавать новые услуги и получать больше пользователей, расширять долю рынка в своих целевых регионах. Рынок очень динамичен и постоянно меняется. Один сильный сервис может помочь постепенно набирать обороты и расширять как пользовательскую базу компании, так и предлагаемые услуги. Пока существует свободный рынок и люди готовы использовать несколько приложений на своих телефонах, возможности зайти на территорию суперприложений открыты для бизнеса.
Но целое всегда больше, чем сумма его частей. Это означает, что отношения платформы со своими пользователями и ее способность объединять сервисы на одной платформе станут секретом ее успеха. Более полное представление о цифровом жизненном цикле пользователя позволит приложению предоставлять более персонализированные, актуальные и точные услуги. Это также означает, что если одна из предлагаемых услуг ниже приемлемого уровня для пользователя, то и все суперприложение становится менее привлекательным.
На Западе чаще разрабатывают автономные приложения, которые специализируются на отдельных сервисах. Несмотря на то, что в них зачастую все сделано очень хорошо, движение к объединению большего количества услуг под одной крышей меняет подход многих разработчиков приложений. Сегодня акцент в отрасли смещается на бесшовный пользовательский опыт. Крупные игроки в индустрии приложений знают об этом бизнес-потенциале. Как только пользователи почувствуют дополнительную ценность универсального приложения без ущерба для качества обслуживания, случится настоящий триумф суперприложений.
Дафна Офек — директор по продукту в Rakuten Viber, курирует продуктовую стратегию компании и ее внедрение. Обладая более чем 20-летним опытом работы в индустрии технологических продуктов, она работала в ведущих технологических компаниях, таких как Google Waze и WIX, а совсем недавно занимала должности вице-президента по управлению продуктами и развитию в BigID и партнера по развитию в AnD Ventures.