В наш у квартиру в гостинице друг явился Юрий Михайлович Сухаревский. Он проехал по своим делам к Громковскому, а там узнал, что Неличка защитила докторскую диссертацию, и пришел ее поздравить.
Юрий Михайлович – пианист. Он лучший ученик Игумнова – создателя нашей пианистической школы. Был лучшим пианистом мира, но бросил музыку, возмущенный интригами против Игумнова. Поступил снова учиться, стал физиком профессором, работал в ФИАНе, и стал одним из основателей и руководителей Акустического Института Академии Наук СССР. У меня с Юрием Михайловичем были тесные связи. Он был моим оппонентом по докторской диссертации, бывал у нас дома, давал великолепные концерты на нашем рояле, и был очарован Нелли Матвеевной. В результате Юрий Михайлович нес наш чемодан до самого вокзала. Вот так завершилась эта докторская защита.
В пединституте Неличка работала долго. Ее не отпускали. Она была членом Ученого Совета, и ей поручали наиболее ответственную работу в Совете. Кроме педагогики высшей школы она занималась подготовкой аспирантов. За время своей работы она подготовила 20 кандидатов наук. Среди них были и женщины, и мужчины, но в основном женщины.
Мне хочется в заключение поместить несколько рассказов Нелички о ее работе с учениками, взятыми из ее книги «Истории из моей жизни» . Этой книги уже нигде нет. Она была издана по инициативе нашей дочери Ниночки местным издательством тиражом 200 экземпляров. В Интернет не попала. В библиотеку не попала, а разошлась по родным и знакомым.
Вот рассказ, который называется «Наши субботы»
Недавно меня пригласили на торжественный вечер одного из лучших лицеев нашего города – он вырос из физико-математической школы, в которой я когда-то работала. Снова захлестнула атмосфера школы, и я с интересом рассматривала умных и очень свободных лицеистов. Но вот начался концерт. Пошлые сценки. Низкопробный юмор. Настроение начало меняться. Настоящее же потрясение я испытала, когда сидящие в зале лицеисты свистом и улюлюканьем отчаянно мешали своему товарищу, лауреату международного конкурса исполнить пьесу Шопена.
Вот оно одно из потрясений 90-х годов: необычайно быстрое падение культуры нашей молодежи. Бедная речь и изуродованный русский язык… Пути затормозить этот процесс обнищания духовного мира наших детей ищут школа, родители, телевидение…
Но не будем забывать, что приобщение детей к искусству было делом непростым всегда, даже и в далекие годы расцвета нашей культуры. Причина проста: читать умные книги, смотреть картины, слушать классическую музыку – это работа. Поэтому долог путь к тому моменту, когда эта работа становится для человека потребностью и наслажденьем. И, конечно же, в путь желательно отправляться пораньше. Иначе есть опасность, что все богатство культуры, так украшающее человеку жизнь, а порой и помогающее ему в самые трудные минуты, окажется “за бортом”.
Я понимала все это, когда взяла классное руководство 9-ого “Б”. А вот как вспоминали о себе через два года, уже став выпускниками, сами ребята: “В 8-ом “Б” классе картина нашего интеллектуального развития была, примерно, такая: музыку слушают пять человек, побольше интересуются стихами, но зато на физический кружок класс ходил в полном составе. Это было. А что сейчас?
— Любишь ли стихи?
— Да.
Это часто можно слышать в нашем классе. Поэзия для нас
“Это – круто налившийся свист,
Это – щелканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьев поединок”.
А музыка? При имени Бетховена загораются глаза у ребят, он вселяет веру, когда трудно”.
Да, несомненно, получилось. И спустя десять, двадцать, а теперь уже и тридцать лет очень взрослые люди при встречах продолжают вспоминать наши субботы.
Почему же удалось приобщить старшеклассников к искусству?
Думаю. Читаю психологов и снова думаю. Очевидно, главная причина заключалась в учете ряда ключевых положений. Первое – не пассивное восприятие, а активное “вхождение” каждого ученика в мир искусства. Второе – учет его характера и особенностей “в контексте, – как говорят психологи, – истории самого детства”. И, конечно же, демократизм, доступность, интерес.
Воплощение этих идей в жизнь выглядело так. Я предложила желающим встречаться по субботам (пусть один раз в две недели), чтобы говорить об искусстве. Сначала на это предложение откликнулись далеко не все. И все же желающих оказалось немало.
Выбрана первая тема: песня. Разговор о ней начинает звезда класса Таня, девушка талантливая, красивая, сложная. Эпиграфом для своего выступления она выбирает слова Бетховена: “Музыка должна высекать огонь из мужественной души”. Затаив дыхание, мы слушаем ее волнующий рассказ о греческом композиторе и борце Микисе Теодоракисе, томившемся в те годы в застенках, и запись его голоса и его песен, зовущих “сердцем заряжать пушки, когда снаряды кончатся”. Говоря о силе воздействия его песен, Таня приводит такой факт: приказом начальника главного штаба сухопутных сил греческой армии в стране запрещено всякое исполнение и прослушивание музыки Теодоракиса. За нарушение приказа – тюрьма.
Слово берет другая Таня, девушка очень милая и женственная. Героем ее рассказа стал популярный в те годы американский артист и певец Дин Рид. Девушка рисует портрет обаятельного кумира публики. Но оказывается, что этот красивый юноша – противник официальной американской политики и именно войны во Вьетнаме. И эта его общественная позиция неотделима от его артистической деятельности. Мы слушаем песню “Война продолжается”. Таня рассказывает, что Дин Рид поет о военных барабанах, которые все еще бьют, о солдатах, которые все еще умирают, о матерях, которые все еще плачут, о политиках, которые все еще творят жестокие войны.
На смену серьезному разговору, пронизанному гражданственным накалом приходит задушевный разговор о бардовской песне. Слово берет Саша. В руках у него гитара, и одноклассники ждут любимых песен. Их исполнение перемежается с рассказом о том, как появилась бардовская песня и почему она так нужна человеку. И вот уже под аккомпанемент гитары все вместе поют песни Окуджавы, Высоцкого, Клячкина.
Как же пожалели те, кто не был с нами на этой первой встрече с искусством! И вот… Субботний вечер. Несколько юношей хлопочут в читальном зале школы, расставляя столы полукругом. За столом, стоящим в центре, располагаются взволнованные ведущие. К шести часам в сборе уже весь класс. Одеты ребята не по-будничному, но сразу видно, что пришли они не на вечер.
Проведение “суббот” стало традицией. Их ждали, к ним готовились. Тематика нескольких ближайших “суббот” разрабатывалась заранее.
Одной из первых была и тема “Мой любимый поэт”. “Официальных докладчиков” на ней не было. Поэзия созвучна юности. Я понимала, что обязательно найдутся желающие рассказать о любимом поэте и почитать его произведения. Но, конечно, подстраховалась – знала, кто начнет такой разговор.
Читаются стихи Есенина, Гамзатова, Пастернака, Мартынова…И всегда сначала несколько слов о “своем” поэте.
— У Есенина часто встречаются слова “синий”, “золотой”. Я люблю стихи, люблю стихи Есенина, потому что они сами синие, золотые. И звучит стих: “Не бродить, не мять в кустах багряных…”.
— Вы читали Мартынова? Вы читали его стихи, стихи, в которых романтика, в которых твои мечты? И звучит стих: “Ты хотел бы вернуться на реку Тишину…”.
— Я хочу рассказать о моем любимом поэте Расуле Гамзатове. Он – потомственный поэт, его отец был одним из самых любимых поэтов Дагестана. Гамзатов очень любит свой Дагестан и в стихах воспевает его народ. Поэт пишет на аварском языке, но у него так много переводчиков, что его стихи может читать каждый. Звучит стих: “Я о тебе, кто мне всего дороже…”.
Три часа идет задушевный разговор о поэзии. Я в нем участвую “на равных”. Возникает спор о лирике Маяковского. И в этот спор – неожиданно не только для меня – горячо включаются ребята, интересы которых, казалось бы, далеки от поэзии.
А некоторые сидят тихо-тихо: для них все, что происходит рядом, – откровение. Они никогда не любили стихов, они даже устали от напряжения и попыток постигнуть сразу так много. Они уйдут несколько подавленные. Но вернутся к поэзии обязательно, потому что впечатление очень большое.
Запомнилась всем и суббота, посвященная одному из направлений живописи – импрессионизму. Оля и Сергей прекрасно подготовили свои сообщения. Многие из ребят впервые поняли суть импрессионизма и тут же репродукции картин подтвердили: да, действительно, вода на картине К.Моне “Лягушатник” играет на солнце, ощущается ее движение, колебания, а Дега удалось уловить мгновенье в движении танцовщицы. И после сообщений долго еще ребята разглядывали шедевры этих и других выдающихся художников-импрессионистов – О.Ренуара, Э.Мане, К.Писарро.
Но открытия, сделанные в этот вечер, касались не только живописи. Ребята заново открыли для себя своих одноклассников, тех, кто готовил эту субботу. Подумать только! Оказывается, эти средние по успеваемости и ничем не стремящиеся проявлять себя ученики, так разбираются в живописи!
Незабываема и суббота, посвященная Сент-Экзюпери. Рассказы о его жизни, яркой и необычной. Мысли писателя-летчика о дружбе, долге и верности, трудности роста, глубине и радости общения людей друг с другом, сложности найти себя, свое призвание. Отрывки из его произведений и чтение вслух самой поэтичной его сказки “Маленький принц”.
Да что говорить. Каждая суббота оставляла в душе глубокий след.
А я все раздумывала: как же ввести в тематику “суббот” музыку, сохранив для каждого их доступность и привлекательность. Решение подсказала сама жизнь. В консерватории известный пианист играл Шопена и Шуберта, причем концерт был бесплатным. Я не упустила шанс и пригласила желающих придти на этот концерт. Причем предупредила, чтобы приходили загодя, иначе может не оказаться свободных мест. Эффект превзошел мои ожидания. Большинство из пришедших на концерт, – а их оказалось немало, поскольку любопытство ребят было подогрето, да и субботы делали свое дело, – вынуждены были толпиться в дверях, поскольку зал был переполнен. С интересом они рассматривали молодых людей, самозабвенно слушающих музыку, и были потрясены шквалом аплодисментов, сопровождавших весь концерт. А главный результат заключался в том, что многим концерт просто понравился.
И вот решено одну из ближайших суббот посвятить классической музыке. “Субботу” приурочили к концерту в филармонии, на котором исполнялись симфония Моцарта и первый концерт для фортепьяно с оркестром Листа. Музыка необычайно красивая, радостная, понятная.
Задумка была такова: собраться в школе за час-полтора до концерта, послушать рассказы своих товарищей о творчестве Моцарта и Листа, а затем уже всем вместе идти в филармонию.
В этот раз ребята не знали, кто готовит выступления. Никто не удивился тому, что рассказать о Моцарте взялась Светлана, спокойная и серьезная девушка. “Музыка – в звуках выраженная жизнь души” – эпиграф встречи. Лейтмотивом же короткого сообщения о Моцарте стала та необычайная красота, которой он достиг в сфере музыки.
Но нужно было видеть лица ребят, когда рассказывать о Листе вышел Юра. Как? Юра и музыка? Его имидж был предельно ярким и цельным: отчаянный оригинал. Он жевал бритвы, прыгал через костры и, говорят, ходил по парапету моста через Оку.
Потрясению ребят не было предела, когда Юра пояснил, что на протяжении многих лет Листом создавались два наиболее известных концерта для фортепьяно с оркестром. Первый, тот, который мы будем сегодня слушать, не являясь произведением программным, очень близок по своему характеру к симфоническим поэмам. Он раскрыл специфику отдельных ясно вычленяющихся разделов концерта и предложил своим одноклассникам обратить внимание на то, как в каждом из них фортепьяно и оркестр образуют единый “дуэт”. Не обошел докладчик и противоречивость творчества Листа. И опять юноша не боялся музыковедческих “дебрей”, и опять говорил о них понятно и со знанием дела.
Особая атмосфера, в которой проходили “субботы” – уютный полумрак небольшого читального зала школы – создавали ощущение чего-то необычного, незабываемого. Ребята слушали, затаив дыхание. И трудно сказать, что в тот вечер поразило их больше: то, о чем с такой убежденностью рассказывал Юра или он сам. Честно говоря, такого глубокого понимания музыки не ожидала и я, когда предложила Юре выступить на “музыкальной субботе”. А предложила потому, что несколько раз видела его на концертах (хотя он старательно прятался от меня за спины людей).
И вот переполненный зал филармонии и блестящий концерт. И ощущение подъема оттого, что все вместе.
Наступила осень десятого класса. В один из серых будничных дней октября кто-то из ребят сообщил о том, что в филармонии продаются абонементы, – все сонаты Бетховена исполняет известная пианистка Мария Гринберг. Мои попытки объяснить, что достаточно послушать несколько знаменитых сонат, остались безуспешными. И класс почти в полном составе весь сезон слушал в филармонии сонаты Бетховена.
Вот какой комментарий на проведения этих суббот дал психолог:
Потребность быть услышанным есть у каждого. Она возникает и сохраняется (у всех людей по-разному) на протяжении всей жизни. Мы хотим, чтобы нас поняли, услышали сокровенные порывы души, движения сердца.
Вместе с тем, для этого необходимо быть открытым, непосредственно выражая то, что думаешь, ощущаешь, хочешь сказать. Однако именно эта открытость и бывает наиболее трудной в общении. В особенности это относится к старшеклассникам, которые находятся в поисках самого себя.
Искусство, с которым знакомились ребята «по субботам», оказалось для них замечательным способом быть услышанными.
Во-первых – это возможность услышать самого себя. Настоящие произведения искусства всегда находят отклик в душе каждого, резонируя на события собственной жизни, мечты и желания. Через соприкосновение с музыкой, поэзией, живописью происходит познание собственного Я, прояснение своих жизненных смыслов. По сути дела в «наших субботах» учителем была организована встреча внутреннего мира учеников с внутренним миром других людей. По мнению психологов «классическое произведение литературы или искусства – это выражение психических образов, общих для всех индивидуальных представителей человечества. Они проникают в глубинные уровни человеческой тоски и радости, страха и надежды. Человек обретает себя, когда он обретает общество и осознает свою неразрывную корневую связь с духовными источниками вселенной».
Во –вторых – это возможность быть услышанным другими людьми. Рассказывая о произведении искусства и его авторе своим одноклассникам, выражая свое личное мнение, мысли, чувства, ученик на самом деле – опосредованно говорит о самом себе, своей жизненной позиции. Он говорит о том, что лично его затронуло, о сокровенном, значимом. Не случайно, учитель пишет о том, что выступления многих ребят были неожиданными для одноклассников и помогли им увидеть новые стороны друг друга.
Как мы видим, на примерах нашей жизни, эта естественная потребность подростков - быть услышанным через приобщение к культуре – часто бывает не востребована окружающими их взрослыми. Она остается не приглашенной, и поэтому теряется, становится едва заметной, а иногда кажется исчезнувшей.
Педагогическая находка учителя – это приглашение потребности подростков в культуре и искусстве. Сделано это было по субботам, красиво, со вкусом, с подготовкой, продуманно. Так как мы приглашаем к себе домой дорогих гостей. Потребность жить в культуре окрепла и набрала силу. Ученики обрели еще одну возможность быть услышанными.
Продолжение следует
Предыдущие серии:
Как работала моя супруга: история про утенка
Как работала моя супруга: любовь к отцу
Как работала моя супруга: первые дни в педагогике
Как работала моя супруга: открытие школы №40 и разработка школьной программы по физике
Как работала моя супруга: преподавание в вузе
Как работала моя супруга: перед защитой докторской кандидатской