Аннотация: проблема оттока молодых педагогических кадров и низкий престиж профессии педагога обуславливают необходимость исследования социально-экономического положения молодых педагогов. В рамках настоящего исследования представлен анализ результатов социологического опроса, целью которого являлось изучение актуального социально-экономического положения молодых педагогов Иркутской области.
Составленный активистами научного клуба Института социальных наук Иркутского государственного университета совместно с членами экспертного совета молодежного парламента при Законодательном Собрании Иркутской области опрос прошло 2341 респондент, то есть примерно 20% от общего числа молодых педагогов региона, трудящихся в сферах среднего общего, дополнительного и дошкольного образования и проживающих на территориях порядка 30-ти районных муниципальных образований области. Таким образом, результаты проведённого исследования репрезентативны.
Возраст почти половины респондентов (42,4%) заключён в диапазоне от 30 до 35 лет включительно, каждого третьего респондента (32,7%) – от 25 до 29 лет и каждого четвёртого (24,9%) – от 18 до 24 лет. На 1 педагога-мужчину приходится 9 педагогов женщин. Практически 2/3 респондентов (65,9%) состоит в брачных отношениях или же сожительствует.
Примерно каждый третий педагог (34,7%) работает в образовательном учреждении более 5 лет; каждый четвёртый (27,4%) – менее 3-х лет, но более одного года; каждый пятый (20,6%) – более 3-х, но менее 5-ти лет; 17,3% молодых педагогов работают менее одного года.
Выбирая вариант ответа, наиболее точно характеризующий текущее материальное положение, 2/3 педагогов (64,6%) ответило, что средств достаточно для приобретения продуктов питания и одежды, но более крупные покупки требуют накопления средств. Каждому четвёртому педагогу (25,4%) денег хватает только на приобретение продуктов питания. Если мы принимаем за норму такую заработную плату, при которой педагог может позволить себе покупку еды и одежды, но на более крупные покупки необходимо откладывать, то нормальная зарплата начинается с отметки примерно в 30 тыс. рублей.
Важно заметить, что доля респондентов, считающих свою зарплату неоправданно низкой, равна совокупной доле респондентов, оценивающих свою зарплату как неоправданно высокую (0,9%) и справедливую (49,1%). При этом, что примечательно, порядка 85% респондентов в качестве основной причины оттока педагогических кадров из региона, указывают именно низкий уровень заработной платы.
42,5% молодых педагогов характеризуют уровень своей рабочей нагрузки как высокий, но позволяющий заниматься «другими делами». Для каждого третьего респондента (34,1%) уровень нагрузки является вполне приемлемым и позволяющим вести полноценную жизнь за пределами образовательного учреждения. Для 22% прошедших опрос педагогов нагрузка колоссальна. Примерно 55% опрошенных считают, что отток кадров происходит по причине высокой рабочей нагрузки. Важно заметить, что, согласно результатам опроса, среднее время работы педагогов составляет примерно 28 часов в неделю; здесь стоит принимать во внимание тот факт, что почти 53% педагогов вовлечены в процесс реализации школьных мероприятий, примерно 49% ведут кружки/секции, а 41%, помимо прочего, осуществляет классное руководство. Оценка рабочей нагрузки как "приемлемой" является самой популярной в ответах педагогов, которые работают менее 20 часов в неделю.
Особого внимания требуют следующие показатели. Почти 4/5 педагогов (78,1%) состоит в кредитных отношениях. Половина респондентов (51,1%) планирует приобрести жилье в ипотеку или же взять кредит на постройку дома, при этом каждый пятый (24,1%) уже взял такой кредит или жилье в ипотеку. Итого: жилищный вопрос актуален для 4/5 молодых педагогов региона. При этом, что интересно, склонность к ипотечному кредитованию у педагогов с разными уровнями доходов практически одинакова.
Далее – также показательные данные – никогда не слышало о мерах поддержки молодых педагогов 16,5% респондентов, но никогда не пользовалось мерами поддержки 42,7% опрошенных, то есть почти половина педагогов. Самой популярной, что важно, мерой поддержки, является процентная надбавка к заработной плате в размере 30%, ей воспользовалась треть (34%) от общего числа респондентов. К подпрограмме "Молодым семьям – доступное жилье" обратилось лишь 3,8% опрошенных. Здесь же важно указать, что лишь 36% педагогов считают малый пакет социальных гарантий причиной оттока педагогических кадров.
Теперь о самом важном и болезненном. 42,4% педагогов не планируют и не желают сменить текущее место работы на другое; желало бы сменить место работы 27,8% опрошенных; планируют сменить место работы без смены рода деятельности 11,5%, а со сменой рода деятельности – 18,3%. То есть, порядка 70% молодых педагогов области не планирует менять место работы в ближайшее время. При этом желание сменить работу не связано со сферой образования, в которой трудится педагог. Из 1689 респондентов, которые удовлетворены условиями труда, примерно половина опрошенных (881) не хотят менять род деятельности и не планируют этого делать. Число респондентов, не удовлетворенных условиями труда, значительно меньше (586), но большинство ответов связано с желанием изменить место работы или род деятельности. Среди респондентов, ответивших "другое" (51), популярен ответ, связанный с отсутствием оборудования или низкой зарплатой.
На основании вышеизложенного становятся возможными следующие заключения:
- проблема доступного жилья актуальна для 3/4 педагогов;
- можно предположить, что низкая заработная плата педагогов является уже устоявшимся в обществе стереотипом;
- большинство педагогов не считает, что увеличение пакета соц. гарантий может решить проблему "утечки" кадров;
- многие молодые педагоги не пользуются действующими мерами, социальной поддержки;
Вывод: с одной стороны, жилищный вопрос для педагогов Иркутской области является наиболее актуальным, с другой – необходимость введения новых мер социальной поддержки отсутствует до тех пор, пока не решена проблема обращения молодых специалистов к уже существующим. Напомним, что 42,7% педагогов региона вообще не обращалось к мерам социальной поддержки. К тому же, 55,3% респондентов указывает на то, что работодатель не информировал их о существующих мерах соц. поддержки.
Причины, по которым преподаватели игнорируют существующие меры поддержки, нами посредством опроса не исследовались. Однако, в качестве гипотетически возможной причины обозначенного феномена предлагаем временные затраты на сбор необходимой для получения поддержки документации. Законодателям важно обратить внимание на упрощение порядка получения существующих мер поддержки, а также учитывать данный фактор при учреждении новых соц. гарантий.
Информация об авторе: Бойких Руслан Севланович, руководитель аналитического отдела клуба политологов Иркутского государственного университета; председатель научного клуба института социальных наук Иркутского государственного университета, e-mail: boykikhruslan@gmail.com