Найти тему
ДВЕ НАУЧПОПЫ

Почему нам нравятся плохие новости?

Почему новостей о катастрофах, коррупции и происшествиях больше?

Дело не в том, что в мире не происходит ничего доброго и хорошего, а в том, что нам подсознательно нравятся плохие истории. Они куда привлекательнее. А почему так?

Негативные новости и события действительно запоминаются лучше, чем позитивные. Доказано, что люди быстрее реагируют на негативные слова, они более заинтересованы в плохих новостях, потому что такие новости вызывают сильные эмоции: страх, гнев, тревогу. Плюсом ко всему негативные события в новостях кажется более значимым, потому что могут угрожать нашей безопасности.

И это относится не только к новостям, но и к тяжёлым мыслям, воспоминаниям, событиям.

Искажение в сторону негатива

Негативное оказывает на нас большее влияние, чем позитивное. Отрицательные эмоции влияют на наши решения, поведение, впечатления, оценку других людей. Такое когнитивное искажение называется искажением в сторону негатива.

Оно опасно тем, что в мыслях мы часто возвращаемся к негативным событиям, прогнозируем плохие результаты и фокусируемся на негативе. В итоге нам тяжело приступить к какому-либо делу, легко упустить хорошие возможности, потому что мы считаем, что обречены на провал.

-2

При чём здесь эволюция?

С эволюционной точки зрения негативные факторы запоминать проще, иначе они могли стоить нам жизни. Мы могли выжить, даже если упускали прекрасные возможности, не подвергая себя риску.

Страх и тревога помогали выживать в опасных ситуациях, а отрицательные факторы запоминать было гораздо важнее. На этих эмоциях строится и работа пропагандистов: пугающие новости на каналах привлекают куда больше.

Эвристика доступности

Также интерес к плохим новостям связан с эвристикой доступности. Это когнитивное искажение связано с тем, насколько легко мы можем вспомнить или представить те или иные события. Человек считает более вероятным и распространённым то, что ему легче вспомнить.

Так, плохие новости запоминаются лучше. Поэтому они легче воспроизводятся в памяти и кажутся нам наиболее вероятными.

-3

Вспомните, сколько в вашем окружении аэрофобов. Люди боятся летать на самолётах, потому что помнят про авиакатастрофы. Такие новости запоминаются лучше.

Однако автомобильных аварий гораздо больше. Например, в США по статистике вероятность погибнуть в автомобильной аварии составляет примерно 1 на 10 тысяч, а вероятность погибнуть в авиакатастрофе – примерно 1 на 11 миллионов. Даже велосипед оказывается более опасным, чем самолёт.

Эффект подтверждения

Также люди сами склонны искать плохие новости, так как они могут подтверждать их убеждения и представления о мире. Часто мы видим и ищем информацию, которая подтверждает нашу точку зрения.

Это когнитивное искажение называется эффектом подтверждения или склонностью подтверждать свою точку зрения.

В той же ситуации с боязнью самолётов человек может искать новости об авиакатастрофах в СМИ и отказываться от полёта ради поездки на машине, которая менее безопасна.