Найти в Дзене

Как остановить буллинг в классе?

Оглавление

Детский буллинг или школьная травля – больная тема для каждой школы

Порой дети бывают даже более жестокими, чем взрослые
Порой дети бывают даже более жестокими, чем взрослые

Какой самый главный ужас любого ребенка, посещающего школу? Плохие отметки? Замечание от учителей? Нет. Стать жертвой детской травли или буллинга.

Буллинг – это форма агрессии, когда один человек или группа людей оказывает физическое и (или) психологическое давление на другого человека или группу людей.

Детская травля была во все времена, но в наше время она приобретает все более жестокие и изощренные виды.

Считается, что буллинг подразделяется на:

1. Прямую травлю

Характеризуется непосредственным физическим или психологическим воздействием на жертву буллинга. Разорванные тетради и учебники, обзывания, плевки, толчки – это лишь вершина айсберга. Намного глубже может быть скрыто физическое насилие над ребенком, запугивание и преследование, угрозы физической расправы, публичное высмеивание, объявление бойкота, и прочее физическое и психологическое давление.

Жестокость может проявляться по-разному
Жестокость может проявляться по-разному

2. Косвенную травлю.

Это скрытый вид буллинга, который чаще всего проявляется в распространении нелицеприятных слухов. Все начинается с одного ребенка и по цепочке передается всему классу и дальше. В таком случае жертва буллинга оказывается как бы один против всех. Он чувствует, что никому не может доверять и у него совсем нет друзей. Его изолируют ото всех.

3. Кибербуллинг.

Это новый формат буллинга, который возник с появлением социальных сетей. Он совмещает в себе прямую и косвенную травлю, которая осуществляется в Интернете. Самое ужасное то, что в отличие от прямого и косвенного буллинга, ребенка травят уже не только одноклассники в школе, но и все пользователи социальных сетей. Обидные картинки, фотографии, комментарии, сообщения – все это относится к кибербуллингу.

Жертвой детской травли может быть любой – как ученик из плохой семьи, так и из примерной. Буллинг возникает, когда в классе появляется кто-то не похожий на других. Также травле может способствовать непростая ситуация в семье агрессора, в которой он не чувствует себя в безопасности. Именно поэтому он пытается получить хоть немного власти через издевательства над другими учениками.

Кибербуллинг - новый вид травли, который осуществляется в сети Интернет
Кибербуллинг - новый вид травли, который осуществляется в сети Интернет

Причина буллинга может заключаться также в поведение взрослых, в том числе учителя. Если взрослые будут позволять себе в присутствии детей унижать других, вести себя неподобающе, то несовершеннолетний просто скопирует его поведение и будет вести себя также.

Дети всегда повторяют за тем, что они видят вокруг

В конфликте обычно участвуют три стороны: жертва травли, агрессор (зачинщик), а также наблюдатели. Может показаться, что в роли зачинщика ребенок находится в безопасности за счет доминирующего положения. Однако это не так! Все участники конфликта испытывают одно и то же чувство – страх. Жертва боится усугубить конфликт, наблюдатели – сами стать причиной насмешек, а агрессор – потерять лицо, если отступит. И этот страх заставляет развивать конфликт дальше, пока не вмешается кто-то посторонний. И лучше всего, чтобы это сделал взрослый.

Буллинг – это невесело!

Взрослые не должны игнорировать школьную травлю
Взрослые не должны игнорировать школьную травлю

Так как заметить признаки буллинга в классе? Попробуем разобраться все вместе.

Обращайте внимание на атмосферу в классе. Если кто-то из учеников держится отдаленно от всех, то, вполне возможно, что ребенок подвергся травле со стороны одноклассников. Так как это происходит на постоянной основе, то жертва чужой агрессии становится замкнутым, начинает пропускать уроки, неохотно идет на контакт с другими людьми, постоянно находится не в настроении и пр.

Буллинг проще всего обнаружить через жертву

Если вовремя не вмешаться, то последствия для ребенка, подвергшегося травле, могут быть фатальными. Любое насилие делает нас психологически уязвимыми и в будущем оборачивается серьезными травмами. У нас появляются ментальные блоки, которые в будущем получается распутать только при длительной работе с психологом. Ребенок, переживший школьное насилие, растет неуверенным в себе, зажатым и ранимым. Внутри него растет ненависть, злоба и агрессия, и они могут выплеснуться на тех, кто слабее него самого – животных, ребятах помладше или собственных детях (в далеком будущем).

Что делать, если вы обнаружили признаки буллинга в своем классе?

Школьная травля делает из детей неуверенных взрослых
Школьная травля делает из детей неуверенных взрослых

Школьный буллинг – это сложная ситуация не только для детей, но и для педагогов. Как ответственные за детей взрослые, они обязаны (!) вмешаться в конфликт.

Для начала проведите беседу со всем классом о буллинге. Расскажите им о том, что это такое. Пусть дети знают, к чему может привести издевательства. Но когда будете вести беседу, ни в коем случае не ставьте в пример происходящее в классе и не называйте конкретных имен. Это лишь ухудшит ситуацию. Говорите абстрактно, то есть в целом о проявлении буллинга, а не о конкретной ситуации.

Важно показать ученикам, что вы не поощряете любое проявление травли. Объясните, что нормальные люди так себя не ведут, а проявление агрессии к слабым не делает человека крутым, а наоборот показывает его ничтожность.

Расскажите о том, что следует делать ребенку, который столкнулся с буллингом в классе. Пусть все знают, что есть специальные центры для психологической помощи детям, где можно рассказать все психологу. И напомните школьникам, что они всегда могут рассказать все вам или другим взрослым, которым доверяют. Объясните, что попросить о помощи не стыдно, ведь каждый имеет право защищать себя от любого вида насилия.

Насилие неприемлемо в любом виде!
Насилие неприемлемо в любом виде!

Можно предложить создать в классе кодекс правильного поведения, в котором будут прописаны правила, созданные вами совместно с учениками. Назначьте нескольких детей ответственными за контролирование соблюдения этих правил. Пусть ученики совместно держат под контролем ситуацию в классе.

Если ситуация не становится лучше, то поговорите с родителями ребенка, а также привлеките администрацию школы, социального педагога и школьного психолога к совместному решению этой проблемы. Каждый должен внести свой вклад. Родители агрессора должны объяснить ребенку, что такое поведение недопустимо, а родители жертвы должны помочь ребенку справится с травмой, которая возникла вследствие травли. Школа должна помочь обезопасить детей и предотвратить дальнейшее развитие конфликта. Психолог и социальный педагог обязаны поговорить с обоими детьми и выяснить причину конфликта и агрессивного поведения, а также проработать страхи и того и другого ребенка.

Ошибку, которую может допустить учитель – игнорирование проблемы. Не вмешиваться в конфликт и спустить все на самотёк – не выход.

«Ты должен сам с этим справится!» – фраза, о которой нужно забыть. Вы – взрослый человек. Ребенок находится под вашей ответственностью, и вы обязаны ему помочь. Самостоятельно он эту проблему не решит. Представьте, что подобное бы произошло с вашим ребенком? Вы бы хотели, чтобы учитель отказал ему в помощи? Уверены, что нет.

Помогите остановить школьную травлю. Давайте вместе скажем «нет» буллингу!