Найти в Дзене
КИРИН59 говорит

“Одни из нас”: постапокалиптическая драма и драматический постапокалипсис в одном сериале

Только-только завершился показ, пожалуй, самого громкого сериала этой весны – “Одни из нас”.

Экранизация игры “The last of us” 2013 года (в русской локализации получившая вдруг название “Одни из нас”, хотя дословно переводится как “Последние из нас”), созданная автором “Чернобыля” (2019) Крейгом Мэйзином и автором игры Нилом Дракманном, дебютировала на канале HBO 15 января 2023 года.

Афиша сериала, источник: https://www.kinopoisk.ru/
Афиша сериала, источник: https://www.kinopoisk.ru/

О чем это?

По большому счёту перед нами история Джоэла Миллера (Педро Паскаль), который в начале пандемии из-за грибка кордицепса, превращающего людей в довольно жутковатое подобие зомби, потерял дочь.

Двадцать лет спустя (к 2023 году) мир полностью изменился, привычный миропорядок рухнул, люди в отдельных поселениях занимаются только одним – выживанием (естественно, кто как может). Так и Джоэл, к основному времени действия контрабандист из Бостона, обзавёлся приличным (и неприличным тоже) багажом прошлого.

В попытках выбраться из города, живущего под диктатурой военных, и найти своего брата (Гэбриел Луна) Джоэл соглашается за вознаграждение доставить в другой город девочку Элли (Белла Рэмзи), единственную обладательницу иммунитета к кордицепсу.

Джоэл и Элли. Кадр из 9 эпизода сериала, источник: https://www.kinopoisk.ru/
Джоэл и Элли. Кадр из 9 эпизода сериала, источник: https://www.kinopoisk.ru/

“Минусы” и “Плюсы” сериала.

Поскольку перед нами игровая экранизация, то первый минус очевиден – несоответствие игровому канону. Самые ярые фанаты игры наверняка уже прокляли Дракмана второй раз, за экранизацию (первый раз – за вторую часть игры, разбившую клюшкой для гольфа сердца фанатов, если Вы понимаете о чём я).

Но если посмотреть отвлечённо, то игры и телесериалы – это совершенно разные форматы развлечений, которые не должны и не могут дословно копировать друг друга. Первоисточник претерпел немало изменений, разумеется, в деталях, больших и малых. И это же, что парадоксально, можно отнести к ”плюсам”, как сделали критики в день премьеры. Потому что в общем сюжете экранизация часто цитирует игру, почти дословно или покадрово, не скупясь на отсылки к своему знаменитому первоисточнику.

В таком ключе – в зависимости от точки зрения – можно, пожалуй, перечислить и все остальные отличительные черты сериала. Кроме отличий и сходств с игрой, к таким моментам относят и кастинг (Рэмзи хорошая актриса, но совсем не похожа на игровую Элли), и вводные/расширяющие историю вселенной сцены, которых не было в игре, и некий дисбаланс истории (при общем соответствии сюжета игре, в пятом эпизоде в самой масштабной сцене с зараженными будто происходит преждевременная кульминация апокалипсиса, и вторую половину сезона заражённых практически нет), и обилие “повестки” (которой в сериале стало чуть больше и которая, кажется, не понравилась больше россиянам, поскольку западным критикам третий эпизод запомнился наравне с пятым).

Кадр из сериала, источник: https://dtf.ru/
Кадр из сериала, источник: https://dtf.ru/

Но как бы не относились к сериалу фанаты игры или не знакомые с историей Элли и Джоэла зрители, сложно отрицать факт высокого качества экранизации.

Постапокалиптические пейзажи великолепно живописны и одновременно жутко заброшены. Заражённые вызывают ужас на всех стадиях заражения (их несколько, если Вы ещё не смотрели и не играли), поскольку создавались практически без компьютерных спецэффектов. Музыкальная партитура, написанная композитором игры и двукратным лауреатом премии “Оскар” Густаво Сантаолальей, будто проросла в сериал прямо из игры (композиции даже Ютуб путает).

И, конечно, бережно сохранён центральный драматический сюжет потерявшего дочь отца и девочки-сироты, которые путешествуют по постапокалиптическому миру, преследуя свои цели.

Пусть сериал не слишком сближает зрителя с Джоэлом (управление им на протяжении долгого игрового процесса первой части игры даёт совершенно иной уровень эмпатии), но это по-прежнему очень противоречивый персонаж, что сериал и демонстрирует всеми доступными средствами, сохранив главную канву игры.

Грим одной из последних стадий заражения, называемой "топляком". Кадр со съемок 5 эпизода, источник: HBO
Грим одной из последних стадий заражения, называемой "топляком". Кадр со съемок 5 эпизода, источник: HBO

Что в итоге?

При всём обилии критики “Одни из нас” – объективно одна из лучших игровых адаптаций на сегодняшний день.

Об этом говорят данные об аудитории сериала (по сведениям HBO показатели “Одних из нас” примерно на уровне последнего сезона “Игры престолов”) и высокие рейтинги, как зрительские (на момент написания настоящей статьи: Кинопоиск – 8.1, IMDb – 9.0), так и профессиональные (на Роттен Томатос сейчас 96 %, а на старте были все 100, на Метакритик – 84 из 100).

Как и игра, экранизация получилась в меру противоречивой, достаточно зрелищной, и чрезвычайно интересной историей, в центре которой остались герои и сюжет, удачно сочетающий постапокалиптическую драму с драматическим постапокалипсисом.