Найти тему

Прогулка по деревянному Кремлю. Московский Кремль при Иване Калите, А.М. Васнецов

Не сразу всё устроилось, Москва не сразу строилась... Как и её Кремль, который в своё время был и деревянным, и белокаменным, и остаётся краснокирпичным по сей день. Начать хотелось бы с самой глубокой старины и представить московскую крепость в дереве.

Нам с вами сильно фантазию напрягать не придётся, потому что всё уже сделано за нас! Мы возьмём картину Аполлинария Васнецова "Московский Кремль при Иване Калите", рассмотрим детали, на которые без заметок автора не обратили бы внимания, найдём храмы, стоявшие уже в 14 веке, и обсудим, как они изменились.

Читайте - Наслаждайтесь - Просвещайтесь!

"Московский Кремль при Иване Калите", А. М. Васнецов
"Московский Кремль при Иване Калите", А. М. Васнецов

Любители истории, конечно, должны отдать должное Васнецову, потому что он в своих работах возродил старушку-Москву. По его картинам можно проследить, как менялись Кремль, московские крепости и районы в зависимости от эпохи. И хоть художник сам говорил, что его изображения средневекового города - это предположительный облик, тем не менее он опирался на тщательные исторические изыскания, был знатоком русской архитектуры, одежды и быта. Поэтому если уж мы ему и не поверим до конца в деталях, то как минимум общим впечатлением от деревянного кремля точно не обманемся! Итак, начнём прогулку!

Аполлинарий Михайлович Васнецов
Аполлинарий Михайлович Васнецов

"Московский Кремль при Иване Калите"

Москва 14 века. В месте впадения Неглинки в Москву-реку расположилась пристань. Строительство внутри дубового кремля ещё идёт полным ходом. Суда подвозят дерево, часть уже выгружена на берег.

В 1339 г. Иваном Калитой заложен град Москва «дубов». Выбрана была зима для такого серьезного дела потому, что зимой менее была возможна помеха и со стороны кочевников и соседних враждебных князей: снега, морозы, переходы трудны.
Статья А.М. Васнецова "Кремль при Иване Калите", из книги "Москва в творчестве" А.М. Васнецова

Здесь и далее буду цитировать эту статью.

Неглинка впадает в Москву-реку. Пристань
Неглинка впадает в Москву-реку. Пристань

В статье приводятся рассуждения Васнецова о том, могла ли быть пристань изначально у Боровицких ворот, хотя знаменитый московский краевед Забелин утверждал, что берег был слишком крутым и разгружать корабли было банально неудобно. Но здесь в противовес художник даёт свои аргументы:

В 1533 г. Василий Иванович - отец Грозного - во время одной из отлучек опасно занемог в дороге и, чтобы скрыть перед боярами безнадежность своего положения, въехал в Кремль рано утром через Боровицкие ворота. На всех древних планах по направлению к этим воротам показана улица. Да и зачем было строить ворота в Кремль, когда через них нельзя было ездить, а между тем эти древние ворота Кремля и притом же водяные, то есть ближайшие к реке, являлись в свое время необходимейшей принадлежностью всякого города для подвоза в него воды.

Здесь же в районе пристани из деревянных домов валит дым. Может показаться, что разгорается пожар, но это ещё одна интересная особенность старого быта на Руси:

...у московитов, за малым исключением, все избы были курные, без труб.
Курные избы
Курные избы

Помимо привычных деревянных башен есть и другие, необычной "одноугольной" формы, с исключительно практическим значением:

башня выдается одним углом, открывая наружу только две стороны, очень удобные для обстрела и прицела во все стороны; а главное, башня обладает большей устойчивостью, так как угол служит упором, как контрфорс.
"Одноугольная" башня
"Одноугольная" башня

Вдоль основной крепостной стены тянется ещё и небольшой частокол. Если у крепости не было рва (всё же Неглинка, размеренно протекая вдоль стены, не могла заменить собой крутой ров с водой), то такие ряды надолбов создавали коридор между ими и кремлём и задерживали неприятеля.

Частокол вдоль крепостной стены
Частокол вдоль крепостной стены

Сразу за Боровицкими воротами, на пригорке, стоит церковь Рождества Иоанна Предтечи:

«глаголют же, яко та первая церковь на Москве бысть». Архитектура ее мною заимствована с северных деревянных церквей, представлявших первоначально не что другое, как составленные в ряд несколько срубов под крышами на разных уровнях, завершенные маленькой главкой с шатровым покрытием.
церковь Рождества Иоанна Предтечи
церковь Рождества Иоанна Предтечи

Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору известна с 12 века, чуть ли не с самого основания города. Конечно, из-за постоянных пожаров и набегов врагов её многократно перестраивали. Но условно она считается первой церковью Москвы. Мы с вами сейчас рассматриваем картину с кремлём 14 века, но это не первая деревянная крепость. До неё уже были стены и уже стояла церковь Иоанна Предтечи.
Если взять другую работу Васнецова "Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким", где как раз изображен 12 века, то мы видим всё тот же храм, но чуть с другого ракурса:

"Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким", А.М. Васнецов
"Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким", А.М. Васнецов

Церковь много раз меняла свой вид, в том числе была выстроена в камне. К 1847 году, когда Николай I повелел разобрать её "за ветхостью", она выглядела вот так:

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору, 1847 год
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору, 1847 год

Вернёмся к картине "Московский Кремль при Иване Калите":

Южнее этой церкви на том месте, где стоит теперь Большой Кремлевский дворец, находился великокняжеский деревянный терем. На это есть прямые указания летописей. Судя по изображению Кремля у Герберштейна, все деревянные дома в нем имели наружные лестницы; вероятно, и княжеский терем был также с наружной крытой лестницей, богато украшенной резьбой и раскраской.
Великокняжеский деревянный терем
Великокняжеский деревянный терем

А дальше Васнецов делает акцент на 4-х каменных храмах и даёт характеристику эпохе Ивана Калиты. Он пишет о том, что Калита способствовал возвышению Московского княжества. И нужно было продемонстрировать: Москва - не провинциальный городок, а крупный, конкурентоспособный, готовый бороться за власть на политической арене. Конечно, это нужно было подчеркнуть и внешним обликом города, поэтому каменному строительству уделялась особое внимание.

Из-за края княжеского терема виден верх первого каменного храма Москвы - Успения пресвятой богородицы, заложенного в 1326 г. Иваном Калитой

Чтобы не было вопросов, почему Успенский собор выглядит не так, как сегодня, сделала сравнение:
1. Успенский собор на картине Васнецова
2. Успенский собор Ивана Калиты 14 века по реконструкции С. Заграевского
3. Успенский собор сегодня

Успенский собор Кремля.
Успенский собор Кремля.
Неподалеку от вышеупомянутого Успенского собора из-за домовой (шатрового типа) церкви княжеского терема выглядывает глава второй, построенной Калитой в 1329 г. церкви Ивана Лествичника.

А вот здесь я зависла. Церковь Лествичника-то я признала, там в 4-х каменных храмах заблудиться сложно, но где домовая церковь шатрового типа у терема?

Оказалось, что до картины был еще набросок, на котором как раз-таки церковь есть, а на картине нет! Изображения отличаются мелкими деталями. Комментарий художник, видимо, оставил по первоначальному варианту. Сравните:

Каменный храм Иоанна Лествичника на этом фрагменте хорошо виден. Церковь много раз перестраивалась, собиралась/разбиралась и сегодня её историю связывают с колокольней Ивана Великого. Но это уже тема отдельной статьи.

Слева от деревянной Предтеченской церкви виднеется белокаменная церковь Спаса Преображения на Бору:

Архитектура ее мною взята с переславского (залесского) белокаменного храма Спаса-Преображения, построенного в 1152 г. Юрием Долгоруким, основателем Москвы. Храм Калиты тоже во имя Спаса-Преображения и тоже белокаменный. Отличительная особенность его та, что средняя закомара фасада выше двух боковых, как это изображено и на моем рисунке.

И наконец последняя каменная постройка на картине "Московский Кремль при Иване Калите" - храм Архангела Михаила (Архангельский собор):

На изображении Кремля Калиты этот храм представлен еще в лесах, что датирует мою картину 1332-1336 гг., так как он строился четыре года. Если бы изобразить Кремль с оконченным Архангельским храмом, то мне пришлось бы все пространство Кремля представить в виде пепелища с островами потемневших от дыма каменных церквей, так как в следующем по окончании году - в 1337 - «бысть пожар на Москве."

Вот так у сюжета картины Васнецова есть не только точное место, но и точное время - 1332 - 1336 годы.

Мы прогулялись с вами по древнему деревянному Кремлю, надеюсь, вам понравилось!

Спасибо, что прочитали, буду рада подписке и лайкам! Впереди много интересных статей

Экскурсовод Мащенко Анастасия

Пишу о Москве и истории, выкладываю расписание экскурсий и интересные посты в своих соц. сетях и на сайте:

Группа ВКонтакте - https://vk.com/sama_sebe_nastya

Телеграм - https://t.me/sama_sebe_nastya

Сайт - https://taplink.cc/sama_sebe_nastya